Реформирование института исполнения судебных решений — важнейший шаг в обеспечении работы судебной системы. Одним из путей улучшения ситуации с исполнением судебных решений является ликвидация Государственной исполнительной службы и передача ее функции частным лицам.
По мнению автора, для этого частному лицу необходимо соответствовать основным параметрам, а именно: иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правовой сфере не менее десяти лет. Кандидаты должны должны прослушать курс при Министерстве юстиции Украины, по окончании которого сдать экзамены и получить сертификат.
Определять конкретного судебного исполнителя должен суд первой инстанции, рассматривавший дело. Следует отметить, что судебные исполнители будут заниматься только принудительным исполнением. Функции добровольного исполнения следует возложить на суды.
Суд первой инстанции после того, как решение вступит в законную силу, устанавливает срок на его добровольное исполнение (до семи дней). В случае добровольного исполнения решения должником возможно поощрение: например, суд по согласию кредитора уменьшает денежное обязательство (имущественные споры).
В случае неисполнения решения суд с помощью автоматизированной системы определяет конкретного судебного исполнителя. Необходимо отметить, что исполнители будут работать только в своих округах (районах) и по определенной специализации (хозяйственные, общие суды). При определении исполнителя будут учитываться факторы сложности дела, размер взимаемого долга и прочее.Контроль законности деятельности исполнителя возлагается на суды. При этом Минюст обеспечивает только обучение, проведение экзамена, выдачу сертификата и проведение проверки на основании решения соответствующего суда.
Также предлагается ввести персональную финансовую ответственность судебного исполнителя за результаты своей работы, в частности, за противозаконные действия и ненадлежащее исполнение своих функций. При надлежащем исполнении решения суда исполнитель получает процент (имущественные споры) и фиксированную плату в размере десяти минимальных заработных плат (неимущественные) за счет должника.
Преимущества данного реформирования:
— экономия бюджетных средств (государство не содержит штат);
— уменьшение коррупционной составляющей и решение проблем, где должником выступает государство (исполнитель независим);
— улучшение качества исполнения решений (исполнитель имеет финансовую заинтересованность).
КИРИЧ Сергей — советник ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…