Процедура увеличения размера уставного капитала — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 40 » Жил отважный капитал

Жил отважный капитал

Процедура увеличения размера уставного капитала

При инициировании процесса оформления процедуры увеличения размера уставного капитала ООО необходимо понимать и учитывать определенные правовые тонкости и нюансы

С принятием и вступлением в силу Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 6 февраля 2018 года (Закон) процедура увеличения размера уставного капитала претерпела значительные изменения. В частности, изменения коснулись как сроков, необходимых для реализации данной процедуры, так и очередности, а также последовательности действий, которые следует реализовать для достижения желаемого результата.

Условия увеличения капитала

 

Согласно статье 16 Закона увеличение уставного капитала общества возможно при соблюдении следующих условий:

1) участники общества должны внести свои взносы в полном объеме;

2) общество, уставной капитал которого увеличивается, не должно владеть долей в собственном уставном капитале.

Вместе с тем Закон допускает увеличение уставного капитала общества двумя способами:

— без дополнительных вкладов за счет нераспределенной прибыли, при этом состав участников общества и соотношение их долей в уставном капитале остается неизменным (статья 17 Закона). Данный способ является нововведением;

— за счет дополнительных взносов участников и/или третьих лиц, при этом каждый участник имеет преимущественное право сделать дополнительный взнос в пределах суммы увеличения уставного капитала пропорционально его доли в уставном капитале (статья 18 Закона).

В данной статье остановимся на наиболее востребованном способе увеличения размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО) — за счет дополнительных взносов участников и/или третьих лиц.

Два собрания

Одной из главных новелл правового регулирования увеличения размера уставного капитала общества за счет дополнительных взносов является необходимость проведения как минимум двух общих собраний участников для реализации данной процедуры. Так, сначала необходимо зафиксировать намерение общества увеличить свой уставный капитал путем привлечения дополнительных взносов. При этом Закон предусматривает, что в решении высшего органа управления общества должна обязательно содержаться информация об общей сумме увеличения уставного капитала общества, указываться коэффициент соотношения суммы увеличения к размеру доли каждого участника в уставном капитале и запланированный размер уставного капитала (часть 3 статьи 18 Закона). На практике целесообразно также дополнительно определить и зафиксировать срок для участников для внесения дополнительных вкладов, возможность или запрет для третьих лиц и/или участников на внесение дополнительных вкладов после реализации или отказа в реализации преимущественного права участников, срок для третьих лиц и/или участников для внесения дополнительных вкладов, правила решения вопросов в случае конкуренции предложений от третьих лиц и/или участников при внесении дополнительных вкладов.

В случае если нет стопроцентной уверенности в порядочности бизнес-партнеров (участников и/или третьих лиц), не лишней мерой будет заключение договора о внесении дополнительного вклада (часть 8 статьи 18 Закона) между участником общества/третьим лицом и непосредственно обществом, размер уставного капитала которого подлежит увеличению.

В дальнейшем, если дополнительные вклады не будут внесены участником общества и/или третьим лицом, с которым заключен такой договор, в полном объеме и своевременно, такой договор считается расторгнутым, если решением общего собрания участников не утвержден размер доли такого участника и/или третьего лица, исходя из фактически внесенного им дополнительного вклада (часть 10 статьи 18 Закона).

Таким образом, на данном этапе осуществляется только планирование увеличения размера уставного капитала, а также его фиксация на локальном уровне, без внесения каких-либо сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (Реестр).

Далее должен происходить процесс оплаты участниками и/или третьими лицами обозначенных общим собранием участников дополнительных взносов. В случае если предполагается внесение вкладов в денежной форме, в «игру» вступает обязательный участник правоотношений — обслуживающий банк. К сожалению, даже спустя год с момента начала действия Закона не все юридические службы банков досконально изучили нюансы законодательства в данной сфере. Иногда на практике возникают ситуации, когда отдельные банки сначала требуют по старинке отобразить изменения в размере уставного капитала своего клиента в Реестре, а уже потом допускают поступление денежных средств на счет общества. В противном случае банк расценивает поступление денежных средств на счет такого общества как необоснованное. Однако, к счастью, после непродолжительных «просветительных» консультаций все становится на свои места. При возникновении подобных ситуаций не стоит идти на поводу у банковского учреждения и осуществлять государственную регистрацию увеличения уставного капитала общества без предварительного внесения участниками/третьими лицами денежных средств в установленном законодательством и обществом порядке. Хотя гипотетически такая возможность существует, поскольку государственный регистратор (нотариус) не проверяет фактическое формирование уставного капитала общества ни на этапе его создания, ни при последующем увеличении размера его уставного капитала.

В противном случае теряется весь смысл заложенной законодателем логики подхода к правовому оформлению процедуры увеличения размера уставного капитала общества — избежать неизменно возникающих курсовых разниц, которые ранее не позволяли корректно зафиксировать денежную сумму, внесенную участником (инвестором) в уставный капитал ООО.

На заключительном этапе увеличения уставного капитала общества возникает необходимость в повторном созыве высшего органа управления общества. При этом необходимо помнить, что срок для проведения общего собрания не должен превышать месяц после установленного ранее обществом срока для внесения дополнительных вкладов. В то же время законодательство не содержит каких-либо санкций или других негативных последствий за несоблюдение данного условия.

Регистрация изменений

Нельзя не отметить приятный бонус для общества и его участников, который существует благодаря внесенным законодателем изменениям в данной процедуре. Так, к примеру, если общее собрание приняло решение увеличить размер уставного капитала на 1 000 000,00 гривен, а в процессе его увеличения у участников/общества/бизнес-партнеров изменились планы и фактически уставный фонд был пополнен только на 800 000,00 гривен, то на общем собрании необходимо всего лишь зафиксировать и утвердить результаты внесения дополнительных вкладов, обозначив новый размер уставного капитала и указав денежный эквивалент долей участников. Обществу не нужно отменять ранее принятое решение, вносить изменения в регистрационные и/или учредительные документы и т.п.

И только после этого осуществляется государственная регистрация изменений в сведениях о размере уставного капитала юридического лица, содержащихся в Реестре, путем предоставления государственному регистратору (нотариусу) следующих документов: заявления о государственной регистрации соответствующих изменений, оригинала (нотариально заверенной копии) решения общего собрания общества об увеличении размера уставного капитала, устава общества в новой редакции (если информация о размере уставного капитала и структуре долей участников общества содержится в уставе), квитанции об уплате административного сбора.

В целом правовое оформление процедуры увеличения размера уставного капитала ООО не является достаточно сложным. Однако при инициировании данного процесса необходимо понимать и учитывать определенные правовые тонкости и нюансы, игнорирование которых может привести к серьезным проблемам в будущем. Именно поэтому не лишней будет помощь квалифицированного юридического советника.

 

КРУГЛЮК Екатерина — старший юрист ЮФ «Салком», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Увольнительный момент

Акцент

Ну, походи!

Государство и юристы

Усвоение космоса

Идти на контракт

Избыточный BEPS

Выйти из строя

Конспект

Авторская передача

Новости

Карта событий

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Базовые настройки

Трехсторонняя фигура

Жил отважный капитал

Самое важное

Индекс цитирования

С глав долой

Проще простого

Реструктуризация — долго!

Судебная практика

Компенсация трудна

Составить без исправления

Чувство вина

Судебные решения

Для восстановления границ земельных участков не достаточно лишь решений органов местного самоуправления

Отсутствие ТТН не может быть самостоятельным доказательством бестоварности хозопераций по договорам купли-продажи и поставки

Тема номера

Переписать набело

Вправить состав

Full-контакт

Частная практика

Евровидение-2019

Вещный зов

Юридический форум

Высший бал

Інші новини

PRAVO.UA