Ну, походи! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Ну, походи!

Рубрика Акцент
Прокуроров отправят проходить аттестацию, а их общую численность сократят на треть: нюансы «реформенного» закона

Многострадальная редакция Закона Украины «О прокуратуре» (Закон), принятая осенью 2014-го в рамках евроинтеграционного пакета, за неполные пять лет своего действия корректировалась двадцатью законами.

А ее ключевые положения (как декларировалось, прогрессивные и проевропейские) относительно децентрализации власти в органах прокуратуры — ограничение влияния на кадровые и дисциплинарные вопросы со стороны Генерального прокурора путем создания Квалификационной дисциплинарной комиссии прокуроров (КДКП) и Совета прокуроров Украины как высшего органа прокурорского самоуправления в период между всеукраинскими конференциями — уже не раз пересматривались: то ставились на паузу, то перезапускались. Вот и представители новой власти предложили осуществить очередной законодательный «реверс», причем реализовали задуманное с молниеносной скоростью — меньше чем за месяц.

Блицкруг

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» (№ 1032) был инициирован Президентом Украины Владимиром Зеленским 29 августа с.г., 19 сентября с.г. принят во втором чтении и в целом, 23-го — уже подписан главой государства, а на следующий день опубликован в газете «Голос Украины». Этот закон сулит прокуратуре масштабные преобразования: полную кадровую перезагрузку, сокращение предельной численности прокуроров на треть (с 15 000 до 10 000), изменение структуры: в частности, ликвидацию военных прокуратур, приостановление деятельности КДКП и ограничение компетенции Совета прокуроров Украины с последующей перезагрузкой состава этого органа самоуправления, передачу всех полномочий в одни руки — в сферу компетенции Генерального прокурора.

Почему проведение реформы прокуратуры стало возможным посредством фактически одного росчерка законодательного пера, догадаться не сложно. В отличие от той же сферы правосудия прокуратура не имеет настолько развитого самоуправления (да и как ему развиться за несколько-то лет!), конституционного органа управления — Высшего совета правосудия, слишком привязана к единому координационному центру — Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ), которая полностью подчинена главному прокурору страны, ну и, конечно, не является счастливым обладателем статуса отдельной, независимой ветви власти.

Идея таких радикальных реформенных мер имеет как своих сторонников, так и противников. Доводы первых сводятся к тому, что аббревиатура ГПУ уже давно превратилась в «страшилку» для бизнеса, а сам институт прокуратуры себя полностью дискредитировал в глазах общества. Так, в пояснительной записке к проекту № 1032, в частности, отмечается, что сегодняшняя модель функционирования органов прокуратуры не является удовлетворительной ни с точки зрения уровня поддержки ее обществом, ни с точки зрения надлежащего исполнения прокурорами своих полномочий. «Так, по данным социологического опроса, проведенного Центром Разумкова, по состоянию на февраль 2019 года полностью доверяли органам прокуратуры лишь 2,1 % населения, а полностью не доверяли — 34,8 %», — констатируется в главном сопроводительном документе к проекту. Кроме того, по слухам, такие законодательные изменения были одним из условий для занятия Русланом Рябошапки должности Генпрокурора. Это и не удивительно, ведь предоставление главному прокурору страны всей полноты власти, в том числе по кадровым вопросам, — это фактически единственный путь к реализации идеи перезагрузки состава органов прокуратуры.

Противники таких шагов, признавая необходимость очищения прокурорского корпуса и смягчения «карательной» функции данного института, отмечают, что концентрация всех полномочий по формированию органов прокуратуры и их кадровому наполнению в одних руках — «откат назад», к постсоветскому прошлому. Это явно диссонирует с общегосударственным курсом на евроинтеграцию и международными стандартами в части транспарентности кадровых и дисциплинарных процедур.

Приостановка по требованию

Если говорить о конкретных предложениях принятого законодательного акта, большинство положений которого с 25 сентября с.г. уже вступили в силу, то ими предусмотрена коррекция 73 статей профильного закона, а также внесение сопутствующих изменений в целый ряд других нормативных документов. Также Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» содержит достаточно объемные заключительные и переходные положения, в которых оговариваются нюансы реализации целого ряда новаций, вводится временный статус для одних изменений и режим замораживания для других. Скажем, устанавливается, что военные прокуратуры, прокуроры и следователи военных прокуратур прекращают исполнять свои полномочия в порядке и сроки, определенные Генеральным прокурором.

Модель системы органов прокуратуры Украины, согласно изменениям положений части 7 Закона, будет выглядеть следующим образом: Офис Генерального прокурора, областные и окружные прокуратуры, а также Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). Для сравнения: ранее структура прокуратуры выглядела иначе: ГПУ, региональные, местные, военные прокуратуры, САП. При этом оговаривается, что в случае необходимости решением Генерального прокурора могут создаваться другие специализированные прокуратуры на правах структурного подразделения Офиса Генерального прокурора и соответствующих подразделений нижестоящих прокуратур — областных и окружных. Перечень, создание, реорганизация и ликвидация специализированных прокуратур, равно как областных и окружных, определение их статуса, компетенции, структуры и штатного расписания будет осуществляться главным прокурором страны.

Новая структура органов прокуратуры появится не сразу, согласно законодательной философии это должно произойти уже после проведения кадровой перезагрузки всей системы. День начала работы Офиса Генерального прокурора, областных и окружных прокуратур определит Генпрокурор в своих решениях, которые должны быть опубликованы в газете «Голос Украины».

К моменту старта деятельности окружных прокуратур привязывается еще одно событие — досрочное прекращение полномочий членов Совета прокуроров Украины. В состав последнего, напомним, должны входить 13 человек: 11 делегируют прокуроры, двух — ученые-юристы. Основной кадровый костяк этого органа самоуправления был сформирован Всеукраинской конференцией прокуроров, которая состоялась 26 апреля 2017-го. Каденция представителей этой институции — пять лет без права повторного избрания. Ввиду расширения полномочий Генпрокурора сфера компетенции Совета прокуроров Украины ограничивается путем замораживания реализации его основной кадровой функции — вносить представления о назначении и увольнении прокуроров с административных должностей. Действие пункта 1 части 9 статьи 71 Закона, в котором также предусматривается, что в случае если Генеральный прокурор не согласен с рекомендованной Советом прокуроров Украины кандидатурой и отказывает в назначении на должность, он вносит на рассмотрение другую кандидатуру, приостановлено до 1 сентября 2021-го. Кроме того, в связи с новой структурой органов прокуратуры меняется порядок формирования этого органа самоуправления самими прокурорами, правда, только в части названий субъектов делегирования, а не квотного принципа делегирования своих представителей.

К сожалению, получить комментарий относительно целесообразности таких законодательных изменений от Совета прокуроров Украины нам не удалось. Единственной публичной реакцией высшего органа прокурорского самоуправления на предложенный концепт реформирования можно считать размещенное еще 4 сентября с.г. на официальном сайте данной институции сообщение следующего содержания: в связи с внесением в Верховную Раду Украины проекта № 1032 Совет прокуроров Украины принимает меры по недопущению нарушения прав прокуроров и инициирует вопрос внесения поправок в указанный законопроект.

Публичная реакция на предложенные изменения не последовала и от другого коллегиального органа — КДКП, который до недавних пор играл первую скрипку в дисциплинарных и кадровых вопросах деятельности прокуратуры. На сайте Комиссии никакой официальной позиции относительно законодательных намерений фактически ликвидировать этот орган не было, за исключением разве что объявления о прекращении отбора кандидатов на должности в местные прокуратуры и об отмене квалификационного экзамена. Упорно молчали и телефоны тех членов КДКП, с которыми мы пытались связаться для получения комментария. Следует отметить, что, согласно законодательному сценарию проведения реформы, с 25 сентября с.г. члены и председатель КДКП считаются уволенными с должностей, а их полномочия — досрочно прекращенными. Как и в случае с составом Совета прокуроров Украины, кадровый костяк (назначение пяти членов) этой Комиссии был сформирован весной 2017-го Всеукраинской конференцией прокуроров. Правда, в этой части оказались напрасными старания не только прокуроров, но и других субъектов формирования КДКП: ученых-юристов, адвокатов и омбудсмена. Отметим, что плановая ротация в этом органе по прокурорской квоте должна была произойти лишь в конце апреля следующего года. Более того, само упоминание о таком органе, как КДКП, в «теле» Закона заменяется на обтекаемую конструкцию «соответствующий орган, который осуществляет дисциплинарное производство». И только из заключительных и переходных положений вступившего в силу закона становится понятно, что дисциплинарные функции будут осуществлять конкурсные комиссии, созданные в Офисе Генерального прокурора и каждой областной прокуратуре. Их перечень, состав и порядок работы будет определять главный прокурор страны.

Генеральная уборка

Нюансы очищения прокурорских рядов также прописаны в заключительных и переходных положениях реформенного закона, а отдельные детали проведения кадрового перезапуска уже были озвучены Русланом Рябошапкой (информация о том, как будут реализовываться кадровые трансформации, размещена на официальном сайте ГПУ). В частности, устанавливается, что с 25 сентября с.г. все прокуроры Генеральной прокуратуры Украины, региональных прокуратур, местных прокуратур, военных прокуратур считаются персонально предупрежденными в надлежащем порядке о возможном предстоящем увольнении с должности на основании пункта 9 части 1 статьи 51 Закона Украины «О прокуратуре», то есть в случае ликвидации или реорганизации органа прокуратуры, в котором прокурор занимает должность, а также в случае сокращения количества прокуроров органа прокуратуры. Кроме того, оговаривается, что пребывание прокурора на больничном по временной нетрудоспособности, в отпуске или при откомандировании в Национальную академию прокуратуры Украины (эту институцию, к слову, также ждут трансформации — на ее базе будет создан Тренинговый центр прокуроров Украины) для участия в ее работе на постоянной основе не является препятствием для его увольнения.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры, которые готовы работать по новым правилам, должны будут пройти аттестацию. Планируется, что первыми проверку на профпригодность пройдут прокуроры ГПУ, вторая и третья очередь аттестации коснется прокуроров региональных и местных прокуратур. Аттестация действующих прокуроров будет проводиться на основании Положения о прохождении прокурорами аттестации, Положения о кадровых комиссиях Офиса Генерального прокурора, областных прокуратур, которые, по заверению Генерального прокурора, уже в ближайшее время будут опубликованы на сайте ГПУ. В соответствии с указанными регламентными документами планируется, что уже с конца сентября по 10 октября этого года работники ГПУ будут подавать заявления о переводе в новые органы и о намерении пройти аттестацию. Предусматривается, что аттестация состоит из трех этапов: первый — экзамен в форме анонимного тестирования с использованием компьютерной техники с целью выявления знаний и умений в применении закона; второй — оценивание общих способностей и навыков на основе анонимного компьютерного тестирования; третий — собеседование с целью выявления соответствия прокурора требованиям профессиональной компетентности, этики и добропорядочности. Для оценивания уровня владения практическими умениями и навыками прокуроры также выполнят письменное практическое задание.

Процесс аттестации, по оптимистичному прогнозу Руслана Рябошапки, должен быть завершен до 1 сентября 2020 года. Успеют ли провести полную перезагрузку органов прокуратуры до указанного дедлайна, а главное — насколько эффективными окажутся такие достаточно радикальные кадровые меры, узнаем в начале следующей осени.

Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

 

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Увольнительный момент

Акцент

Ну, походи!

Государство и юристы

Усвоение космоса

Идти на контракт

Избыточный BEPS

Выйти из строя

Конспект

Авторская передача

Новости

Карта событий

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Базовые настройки

Трехсторонняя фигура

Жил отважный капитал

Самое важное

Индекс цитирования

С глав долой

Проще простого

Реструктуризация — долго!

Судебная практика

Компенсация трудна

Составить без исправления

Чувство вина

Судебные решения

Для восстановления границ земельных участков не достаточно лишь решений органов местного самоуправления

Отсутствие ТТН не может быть самостоятельным доказательством бестоварности хозопераций по договорам купли-продажи и поставки

Тема номера

Переписать набело

Вправить состав

Full-контакт

Частная практика

Евровидение-2019

Вещный зов

Юридический форум

Высший бал

Інші новини

PRAVO.UA