Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Юридическая практика № 40 » Реструктуризация — долго!

Реструктуризация — долго!

Возможности и риски обновленного и пролонгированного механизма финансовой реструктуризации
Продление срока действия Закона Украины «О финансовой реструктуризации» до 2022 года поддержали 300 народных избранников

Действие Закона Украины «О финансовой реструктуризации» продлено еще на три года. Более того, процедуры урегулирования проблемной задолженности путем ее реструктуризации еще больше упрощаются. Соответствующие изменения предусмотрены в Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования процедуры проведения финансовой реструктуризации» (Закон), вступившем в силу 25 сентября с.г. Напомним, что принятый в 2016 году Закон Украины «О финансовой реструктуризации» должен был утратить силу 19 октября 2019 года, но еще на этапе принятия говорилось о возможности его пролонгации.

По информации профильного парламентского комитета, за три года были проведены 29 процедур финансовой реструктуризации на общую сумму около 40 млрд грн. Фонд гарантирования вкладов физических лиц приводит следующие данные: по состоянию на 19 сентября с.г. зарегистрированы 34 процедуры на общую сумму 44,9 млрд грн, в том числе завершены 25 процедур на сумму 36,5 млрд грн, продолжаются девять процедур на сумму 8,3 млрд грн. При этом пять новых процедур были открыты в сентябре 2019 года.

В то же время в банковском секторе остается большое количество неработающих кредитов. По состоянию на 1 июля 2019 года их доля достигла уровня 50,8 % от общего объема кредитов, объем портфеля неработающих кредитов составил около 414,9 млрд грн. На банки государственного сектора приходится 71,4 % всех неработающих кредитов банковской системы Украины, при этом более 90 % неработающих кредитов банков государственного сектора касаются корпоративного сегмента.

Среди новаций 2019 года отметим возможность проведения реструктуризации задолженности связанных лиц перед разными кредиторами, а также достаточно дискуссионное выведение процесса концентрации активов, полученных банком в ходе реструктуризации, из-под юрисдикции Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).

В пояснительной записке к Закону акцентируется внимание, что передача кредитору права собственности на имущество должника в счет полного или частичного удовлетворения требований является одним из самых востребованных способов осуществления финансовой реструктуризации, но на практике это требует предварительного получения разрешения АМКУ на концентрацию, поскольку, как правило, таким имуществом являются все основные средства (фонды) должника, попадающие под определение единого/целостного имущественного комплекса согласно антимонопольному законодательству Украины. «На практике получение такого разрешения занимает не менее одного месяца, требует значительных усилий со стороны заявителей, привлечения внешних советников при соблюдении процедуры финансовой реструктуризации, срок проведения которой ограничивается 90 днями. Отсутствие необходимости получения такого разрешения обосновывается еще и тем, что такое имущество, как правило, передается вовлеченным кредитором в финансовый лизинг, аренду должнику в целях восстановления его хозяйственной деятельности (также требует разрешения Антимонопольного комитета Украины)», — отмечают инициаторы Закона.

Согласно изменениям к Закону Украины «О защите экономической конкуренции» к концентрации не будет относиться «приобретение в собственность банком или другим финансовым учреждением активов в виде целостного имущественного комплекса, долей (акций, паев) субъекта хозяйствования в случае, если такое приобретение в собственность предусмотрено планом реструктуризации, утвержденным в соответствии с Законом Украины «О финансовой реструктуризации» путем обращения взыскания на предмет залога (ипотеки) или иного обеспечительного обременения, при условии их последующего отчуждения субъектам хозяйствования, не связанным отношениями контроля с этим банком или с этим финансовым учреждением, в течение двух лет со дня такого приобретения в собственность». Кроме того, ко всем случаям получения активов в процессе реструктуризации не будут применяться положения подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». Очевидно, что такие изменения действительно упростят применение процедур финансовой реструктуризации. Вместе с тем нельзя исключить, что итогом такой реструктуризации может стать монополизация отдельных рынков и, соответственно, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке.

Законом также устанавливается возможность проведения совместной процедуры финансовой реструктуризации для нескольких должников, которые являются связанными лицами (речь идет о группе юридических лиц под общим контролем по международным стандартам финансовой отчетности), но имеют разных (несовместных) кредиторов. Обязательным условием для этого определено письменное согласование всеми привлеченными кредиторами.

Непосредственно в Законе Украины «О финансовой реструктуризации» конкретизируется, что привлеченный кредитор вправе уступить право требования к должнику в любой момент во время проведения процедуры финансовой реструктуризации, а также по утвержденному плану финансовой реструктуризации. В таком случае к новому привлеченному кредитору переходят все права и обязанности первоначального привлеченного кредитора. Аналогично в случае осуществления уступки права требования по договорам, заключенным с целью выполнения плана финансовой реструктуризации, новый кредитор приобретает все права, предусмотренные в законе о финреструктуризации.

Изменениями в Закон Украины «Об ипотеке» определено, что после завершения внесудебного урегулирования, совершенного во время проведения процедуры финансовой реструктуризации и/или с целью выполнения плана реструктуризации, утвержденного в соответствии с Законом Украины «О финансовой реструктуризации», требования ипотекодержателя по основному обязательству, оставшиеся неудовлетворенными вследствие недостаточности стоимости предмета ипотеки, не прекращаются и подлежат удовлетворению. Аналогичные изменения внесены и в Закон Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений»: «В случае приобретения обременителем права собственности на предмет обеспечительного обременения при проведении процедуры финансовой реструктуризации и/или с целью выполнения плана реструктуризации, утвержденного в соответствии с Законом Украины «О финансовой реструктуризации», требования обременителя по обеспеченным обременением обязательствам, оставшиеся неудовлетворенными вследствие недостаточности стоимости предмета обеспечительного обременения, не прекращаются и подлежат удовлетворению». Отметим, что законодатель в этих дефинициях допускает проведение внесудебного урегулирования в рамках финреструктуризации, которое не предусмотрено планом ее проведения — договором, направленным именно на регулирование проведения реструктуризации денежного обязательства и\или хозяйственной деятельности должника. Очевидно, что стороны получают больше возможностей для достижения договоренностей, в то же время закладываются основы возможных конфликтов интересов, причем безо всяких последствий для нарушителей — из Закона Украины «О финансовой реструктуризации» исключена статья 30, регулировавшая основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение требований этого закона.

 

Алексей НАСАДЮК • «Юридическая практика»

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Увольнительный момент

Акцент

Ну, походи!

Государство и юристы

Усвоение космоса

Идти на контракт

Избыточный BEPS

Выйти из строя

Конспект

Авторская передача

Новости

Карта событий

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Базовые настройки

Трехсторонняя фигура

Жил отважный капитал

Самое важное

Индекс цитирования

С глав долой

Проще простого

Реструктуризация — долго!

Судебная практика

Компенсация трудна

Составить без исправления

Чувство вина

Судебные решения

Для восстановления границ земельных участков не достаточно лишь решений органов местного самоуправления

Отсутствие ТТН не может быть самостоятельным доказательством бестоварности хозопераций по договорам купли-продажи и поставки

Тема номера

Переписать набело

Вправить состав

Full-контакт

Частная практика

Евровидение-2019

Вещный зов

Юридический форум

Высший бал

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: