Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (Закон о лицензировании) установлено, что лицензирование деятельности в сфере телекоммуникаций утрачивает силу с 1 января 2018 года. Вместе с тем сегодня Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, продолжает исполнять свои полномочия по лицензированию видов деятельности в сфере телекоммуникаций с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О телекоммуникациях». С целью устранить законодательную коллизию были внесены изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях» в части замены лицензирования на уведомление субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере телекоммуникаций, о начале своей деятельности. Соответствующий Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сокращения перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию» № 102-IX от 18 сентября 2019 года (Закон № 102-IX) 23 сентября с.г. подписал Президент Украины (26 сентября с.г Закон № 102-IX опубликован и начнет действовать через три месяца). Впрочем, в сфере лицензирования планируется еще ряд перемен. Принят за основу и готовится ко второму чтению законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Таким образом, законодатели намерены не только предоставить некоторым субъектам хозяйствования право осуществлять свою деятельность без лицензии, но и существенно упростить сам порядок лицензирования.
Технические правки
Закон Украины «О телекоммуникациях» содержал положения относительно лицензирования хозяйственной деятельности в сфере телекоммуникаций и определял виды деятельности, которые подлежали лицензированию. С принятием Закона № 102-IX целому ряду субъектов хозяйствования не нужно будет получать лицензию. В числе услуг, предоставление которых освобождается от лицензирования, следующие:
— услуги фиксированной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов местной, междугородней, международной электросвязи;
— услуги фиксированной телефонной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети с правом технического обслуживания и предоставление в пользование каналов местной, междугородней, международной электросвязи;
— услуги подвижной (мобильной) телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи;
— услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей.
Теперь субъекты хозяйствования, предоставляющие вышеперечисленные услуги, будут приобретать право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций путем уведомления Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, о начале ведения деятельности в сфере телекоммуникаций. Порядок уведомления с указанием сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, урегулирован новой редакцией статьи 42 Закона Украины «О телекоммуникациях». В этой же статье указано, что субъект хозяйствования приобретает право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций со дня соответствующего уведомления.
Как сообщает Мария Бокач, юрист Asters, отмену лицензирования хоздеятельности в сфере телекоммуникаций как устранение барьера доступа на рынок телекоммуникационных услуг предусматривает Соглашение об ассоциации с ЕС в части имплементации положений Директивы № 2002/20/ЕС от 7 марта 2002 года.
Уведомительный принцип немного облегчает процесс начала ведения бизнеса, однако существенно не отразится на упрощении доступа на рынок в определенных сегментах и на ведении деятельности в сфере телекоммуникаций без изменения системы законодательства, считает Мария Бокач: «Разрешительный принцип (лицензирование и разрешения) продолжат применять в вопросах предоставления доступа к ограниченному ресурсу — речь идет о радиочастоте и номерном ресурсе. В этой связи такой подход нужно расценивать скорее как формальную имплементацию одного из требований Директивы № 2002/20/ЕС от 7 марта 2002 года. На абонентах отмена лицензирования особо не отразится. Утверждение некоторых сторонников лицензирования, что теперь без лицензий сложно будет влиять на операторов, необоснованно, так как в Украине регулятором особо и не применялась практика лишения лицензий за нарушение прав абонента».
Огласите весь список
Интересно, что инициатива сократить количество видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, не ограничилась Законом № 102-IX. Дело в том, что исчерпывающий перечень видов лицензионной деятельности установлен в статье 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», в этом же законе подчеркивается, что виды хозяйственной деятельности, не указанные в данной статье, лицензированию не подлежат.
И все же целый ряд законодательных актов регулирует порядок лицензирования видов деятельности, которые в Законе о лицензировании не упоминаются. В частности, законопроектом № 1060 предлагается исключить из Закона Украины «О космической деятельности» нормы, устанавливающие порядок лицензирования космической деятельности. Законодатели также намерены из Закона Украины «О защите общественной морали» удалить статью, которая устанавливает условия и порядок лицензирования деятельности по обороту продукции сексуального и эротического характера. Также из Закона Украины «Об организации формирования и оборота кредитных историй» будут исключены положения о том, что деятельность Бюро кредитных историй по сбору и использованию информации, составляющей кредитную историю, осуществляется на основании лицензии. Кроме того, согласно законопроекту № 1060, не надо будет получать лицензию протезно-ортопедическим предприятиям (изменения к Закону Украины «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине»).
Внести правки предлагается и в Закон Украины «О ветеринарной медицине», исключив требование о том, что оптовая торговля ветеринарными препаратами подлежит лицензированию. Важно отметить, что в Законе о лицензировании говорится только о лицензировании изготовления ветеринарных препаратов, а не их продажи.
В общем порядке
Как уже упоминалось, законодатели также намерены усовершенствовать общий порядок лицензирования. Так, некоторыми законодательными актами, в частности Законами Украины «О рынке электрической энергии», «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии», «О рынке природного газа», предусмотрена возможность органа лицензирования приостанавливать действие лицензии за правонарушения в соответствующих сферах. В то же время Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» процедура приостановления действия лицензии не определена, что лишает отдельные органы лицензирования права применять такой вид санкции, а лицензиат теряет возможность исправить со временем допущенные им нарушения. По мнению авторов законопроекта № 1060, приостановление действия лицензии может быть более эффективной мерой воздействия, чем аннулирование лицензии, поскольку эта мера направлена на недопущение совершения лицензиатом дальнейших нарушений, имеет профилактический характер и лишает лицензиата права на осуществление вида хозяйственной деятельности только на протяжении определенного срока. Таким образом, в законодательной инициативе № 1060 предлагается введение нового вида санкции за нарушения в сфере лицензирования — приостановление действия лицензии в полном объеме или частично. Основания для принятия органом лицензирования решения о приостановлении действия лицензии следующие: заявление самого лицензиата; акт о неисполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий; неуплата за выдачу лицензии (сейчас неуплата является основанием для аннулирования лицензии). При этом не является основанием для приостановления действия лицензии заявление лицензиата, которое подано после выдачи органом лицензирования распорядительного документа о проведении проверки соблюдения этим лицензиатом лицензионных условий. Также приостановление действия лицензии может быть применено как санкция к лицензиату в соответствии с Законом Украины «О санкциях».
Действие лицензии будет восстанавливаться полностью или частично в случае предоставления лицензиатом органу лицензирования заявления и сведений об устранении нарушений, послуживших причиной приостановления действия лицензии, а в отдельных случаях — информации об уплате штрафа, предусмотренного Кодексом Украины об административных правонарушениях.
В свою очередь, наличие акта о том, что лицензиатом на протяжении срока приостановления действия лицензии нарушения не устранены, послужит основанием для аннулирования лицензии.
С целью соблюдения принципа открытости процесса лицензирования законопроектом № 1060 также предусмотрено, что решения о выдаче, переоформлении, возобновлении действия лицензии полностью или частично, расширении, сужении хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, вступают в силу со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
Алина НАЗАРЧУК • «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…