Демонополизация космического рынка Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 40 » Усвоение космоса

Усвоение космоса

Демонополизация космического рынка Украины

Принятый в первом чтении законопроект относительно государственного регулирования космической деятельности открывает рынок для частного бизнеса

«Я бы хотел умереть на Марсе. Только не от удара о поверхность», — любит шутить изобретатель, инженер и учредитель компании SpaceX Илон Маск. И если человечеству действительно удастся когда-то освоить «красную планету», то Маск к этому точно приложит руку. А после изменения национального законодательного ландшафта в космической отрасли к «колонизации Марса» вполне могут приобщиться и украинские аэрокосмические компании. Впрочем, одним только Марсом ограничиваться не стоит. Как и не стоит ограничиваться принятием одного лишь законопроекта № 1071 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственного регулирования космической деятельности» (в первом чтении он был принят 13 сентября 2019 года) — это всего лишь один шаг к демонополизации рынка. Реформа космической отрасли Украины только начинается.

«После принятия законопроекта № 1071 космический рынок Украины станет открытым для частного бизнеса», — утверждают руководитель сектора «Рыночный контроль и надзор BRDO (Better Regulation Delivery Office) Владимир Головатенко и эксперт сектора Анна Башняк. Неправительственная структура BRDO работала над окончательным вариантом законопроекта № 1071. Как объясняют комментаторы, сейчас в Украине действует государственная монополия на разработку, испытание, производство, запуск и эксплуатацию ракет-носителей. Статьей 4 Закона Украины «О предпринимательстве» установлены ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности: частью 2 этой статьи предусмотрено, что деятельность, связанная с разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, в том числе с их космическими запусками с любой целью, может осуществляться только государственными предприятиями и организациями. «Законопроект № 1071 разработан с целью отмены ограничения на ведение вышеуказанной деятельности для субъектов космической деятельности частной формы собственности, что в свою очередь приведет к развитию рынка космической деятельности, привлечению инвестиций в космическую отрасль Украины, а также предоставит возможность создать новые рабочие места», — говорит о преимуществах принятия документа Анна Башняк.

Владимир Головатенко добавляет, что в краткосрочной перспективе частный бизнес сможет легально заниматься разработкой, производством и испытанием ракет-носителей и космических объектов, что поможет сделать Украину сильным конкурентоспособным игроком на мировом космическом рынке. «В долгосрочной перспективе — даже осуществлять запуск и эксплуатацию космических аппаратов. Однако эта опция больше зависит от других факторов, в том числе и от такого вопроса, как построение на территории Украины космодрома», — считает г-н Головатенко.

Директор департамента космической политики и развития Государственного космического агентства Украины Борис Атаманенко в комментарии «ЮП» отметил, что космическое законодательство нуждается в обновлении — если кто-то хочет разработать маленький спутник, это нужно позволить, а монополию государства на производство аппаратов космического назначения необходимо упразднить. Однако г-н Атаманенко обращает внимание на вопрос безопасности космических аппаратов и проводит аналогию с игрушками. Производитель игрушек не может нарушить технический регламент на безопасность продукции, ведь ими будут играть дети. А вот для изделий космической продукции такой технический регламент не предусмотрен.

«Гарантирование безопасности и качества космической продукции является одним из ключевых вопросов при открытии космической деятельности для частного сектора, — комментируют Владимир Головатенко и Анна Башняк. — Механизмом, удостоверяющим соответствие объекта космической деятельности требованиям эксплуатационной годности, обеспечивающим безопасность и качество космической продукции, является сертификация соответствия объекта космической деятельности. Сегодня данный механизм предусмотрен в украинском законодательстве: и Законом Украины «О космической деятельности», и Законом Украины «О технических регламентах и оценке соответствия».

Эксперты BRDO также обращают внимание на «технический пробел», о котором упоминал г-н Атаманенко. «Вопросом, требующим решения, остается разработка и принятие соответствующего технического регламента. С этой целью в заключительных положениях законопроекта № 1071 предусмотрено следующее требование: Кабинету Министров Украины обеспечить в течение трех месяцев со дня опубликования этого Закона принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений этого Закона. Таким образом, вопрос разработки и принятия технического регламента эксплуатационной пригодности объектов космической деятельности должен быть решен в течение трех месяцев со дня опубликования закона», — прогнозируют г-н Головатенко и г-жа Башняк.

О плюсах и минусах законопроекта № 1071 рассказала юрисконсульт компании Space Logistics Ukraine Мария Кирпачева. Она приветствует отмену статьи 4 Закона Украины «О предпринимательстве», что позволит выйти на рынок ракето-космических технологий частным компаниям. Эта норма как раз о долгосрочной перспективе, ведь разработка ракетоносителя — процесс долгий и трудоемкий, и может занимать как минимум от трех до пяти лет (это минимальный период развития жизнеспособного стартапа). Это во-первых. Во-вторых, Мария соглашается с отменой нормы Закона Украины «О космической деятельности» относительно необходимости получения разрешения от центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ) со стороны субъекта космической деятельности Украины для ведения переговоров с иностранными субъектами хозяйствования. «Почему соглашаюсь? Ввиду отсутствия в правовом поле Украины четкого и детализированного определения понятия «переговоры» — это может привести либо к зарегулированию коммуникации между национальными и иностранными субъектами, либо к возникновению «мертвой» нормы», — убеждена Мария. В-третьих, она считает целесообразной отмену лицензирования, предусмотренного в Законе Украины «О космической деятельности», поскольку таким образом профильное законодательство будет приведено в соответствие с Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», из которого положение о лицензировании космической деятельности было изъято еще в 2015 году.

Но есть и ряд негативных моментов, и Мария Кирпачева рассказала о них детальнее. В тексте предложенного законопроекта определено, что обеспечение формирования и реализации государственной политики в сфере космической деятельности осуществляется одним и тем же ЦОИВ. «Однако такой подход я считаю неверным, и в перспективе он будет создавать чрезмерное регулирование, узурпацию функций со стороны одного ЦОИВ. Или же альтернативный вариант, когда на один орган будут возложены функции, с которыми он не сможет справиться технически», — предостерегает юрист. По ее мнению, компромиссным сценарием будет тот, где формированием госполитики занималось бы Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, а реализацией — Государственное космическое агентство Украины. «Вместо слияния указанного функционала в компетенции унифицированного ЦОИВ считаю целесообразным содействовать принятию соответствующих постановлений КМУ о разграничении указанных функций, а в дальнейшем — обеспечению необходимой координации по указанным вопросам между министерством и агентством», — предлагает Мария и в пример приводит Америку. Там функции формирования политики возложены на Национальный совет по вопросам космоса, а реализация — на Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Аналогичный порядок можно наблюдать во Франции и Италии.

Мария Кирпачева сосредоточила внимание на упразднении разрешительной системы. Она подчеркивает, что полностью отказаться от этой системы Украина не может, поскольку это требование международного космического законодательства, в частности Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе). Все объекты космической деятельности должны подлежать сертификации. Кроме того, регистрироваться должен не только целый объект, а каждый его элемент и составляющая.

«Космическая отрасль очень специфическая, и регулировать ее общими разрешительными процедурами, которые действуют для всех сфер хозяйственной деятельности, не всегда эффективно. А в законопроекте № 1071 вместо разрешительной системы предлагается применение декларативного принципа. Однако, согласно декларативному принципу, субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий без получения документа разрешительного характера путем уведомления администратора или ответственного органа о соответствии его материально-технической базы требованиям законодательства. Понятно, что идеология декларативного принципа направлена на то, чтобы развязать руки предпринимательской инициативе и максимально сократить контакты предпринимателя и чиновника. Но, с другой стороны, декларативный принцип применим только к тем видам хозяйственной деятельности, которые не могут быть связаны с угрозой безопасности государства, жизни и здоровью граждан», — отмечает наш собеседник.

Согласно статье 6 Договора о космосе государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за соблюдение положений Договора. «Как видим, в указанной статье получение разрешения даже со стороны частных субъектов космической деятельности является необходимой опцией, а декларативный принцип по своей семантике предполагает только уведомительный механизм без условия получения документа разрешительного характера. К тому же этот механизм не нуждается в обратной связи со стороны ЦОИВ», — комментирует г-жа Кирпачева и предлагает компромиссный вариант.

«Я считаю компромиссом введение разрешительной системы на осуществление некоторых особо опасных видов космических операций. Подчеркиваю — не деятельности, а операций. Космической деятельностью считается весь процесс от проектировки, разработки к запуску, а также другие виды, которые не связаны с пусковой деятельностью. Этот аспект был качественно изложен в законопроекте Виктора Галасюка № 10096, но этот документ парламентом 8-го созыва принят не был. Там очень хорошо прописано, на какие именно виды операций стоит получать разрешение. Во-первых, испытание и запуск ракетоносителей. Я бы добавила: в том случае, если ракетоноситель будет выходить в открытый космос. Если не выходит — это воздушное пространство, и разрешение необходимо получать в авиационных структурах, а не в космических. Во-вторых, запуск космического аппарата, возвращение космического аппарата или его составляющих на Землю, а также управление космическим аппаратом», — перечисляет она и добавляет, что применение декларативного принципа ко всем другим видам космической деятельности является приемлемым.

Резюмируя, Мария Кирпачева данный законодательный процесс сравнила с латанием старой лодки современным металлом. Это бессмысленно, ведь неурегулированными остаются много вопросов. К примеру, доработка технического регламента и внесение в него экологических стандартов, доработка порядка сертификации космической техники. В демонополизации космического рынка заинтересованы многие частные компании. Этот рынок имеет очень большой потенциал, а сама космическая отрасль Украины — профессиональную и объективную экспертную среду, с которой необходимо советоваться еще на стадии подготовки подобных инициатив. «Главное — не допустить несоблюдения Украиной международных обязательств, поскольку в таком случае мы упустим возможность выйти на международный рынок частных космических услуг. В этом вопросе не нужно спешить и допускать грубые ошибки. Ведь космический рынок очень специфический, тут нет частных или государственных интересов. Космическая сфера — это всегда государство, и именно оно должно регулировать взаимоотношения между компетентными органами ЦОИВ и частным бизнесом. Главная задача — найти баланс, при котором маятник не будет зависать ни в одном из крайних положений, приводя к монополии любой из сторон», — подвела итоги юрист.

 

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Увольнительный момент

Акцент

Ну, походи!

Государство и юристы

Усвоение космоса

Идти на контракт

Избыточный BEPS

Выйти из строя

Конспект

Авторская передача

Новости

Карта событий

Новости из зала суда

Новости из Евросуда

Новости законотворчества

Новости юридических фирм

Отрасли практики

Базовые настройки

Трехсторонняя фигура

Жил отважный капитал

Самое важное

Индекс цитирования

С глав долой

Проще простого

Реструктуризация — долго!

Судебная практика

Компенсация трудна

Составить без исправления

Чувство вина

Судебные решения

Для восстановления границ земельных участков не достаточно лишь решений органов местного самоуправления

Отсутствие ТТН не может быть самостоятельным доказательством бестоварности хозопераций по договорам купли-продажи и поставки

Тема номера

Переписать набело

Вправить состав

Full-контакт

Частная практика

Евровидение-2019

Вещный зов

Юридический форум

Высший бал

Інші новини

PRAVO.UA