Эффективная защита права собственности — один из индикаторов инвестиционной привлекательности государства. И вопросы такой защиты давно вышли за пределы судебных процессов. Скорее даже наблюдается обратная тенденция — все больше участников коммерческих правоотношений предпринимают максимум мер по внесудебной защите: это и превентивные меры по юридической защите, и арбитражи, и нотариальная защита прав… В основе такого комплекса — надлежащее оформление прав собственности и государственные гарантии неуязвимости соответствующих реестров к несанкционированному доступу и своевольному изменению информации.
Если государство не может дать такие гарантии, тогда впору говорить о высоких рисках рейдерских захватов, именно неустойчивость экономики к рейдерству является одним из наиболее сдерживающих развитие бизнеса факторов. И если еще лет пять назад рейдерские захваты были грубыми — использовалась физическая сила, территория объекта окружалась по периметру, не допускались собственники, то сегодня рейдерство становится все изощреннее — захватчики действуют более интеллектуально, а иногда и прибегают к услугам хакеров.
По данным Нотариальной палаты Украины, зафиксировано несколько десятков случаев взломов персональных компьютеров нотариусов, на которых хранились ключи. С использованием этих цифровых ключей и вносились изменения в государственные реестры. Особенность такого подхода в том, что выявить подлог невозможно. Ни у кого из пользователей реестра не возникнет сомнений в подлинности операций, а нотариус может длительное время не знать о «совершении» им действия. Конечно, уберечь от всех угроз бизнес невозможно, но работать над минимизацией рисков необходимо.
Первым шагом на пути к преодолению рейдерства представители власти называют законопроект № 1056-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно защиты права собственности», зарегистрированный 6 сентября с.г. народными депутатами Николаем Стефанчуком, Игорем Фрисом, Еленой Шуляк и Владимиром Ватрасом.
Проект предусматривает поправки к законодательству о государственной регистрации вещных прав и их обременений, в том числе в части субъектов, уполномоченных на совершение соответствующих действий.
Как отмечают авторы инициативы, практика показала нецелесообразность дальнейшего использования института так называемых аккредитованных субъектов регистрации вещных прав — регистраторов коммунальных предприятий, поскольку многие из них принимали участие в сомнительных или откровенно преступных регистрационных действиях.
Кроме того, народным депутатам Украины представляется важной необходимость введения обязательности нотариального удостоверения договоров об отчуждении корпоративных прав, поскольку без этого практически невозможно остановить обращение поддельных документов на имущество. Также следует ввести принцип одновременности совершения нотариального действия и государственной регистрации прав, когда регистрационное действие осуществляется нотариусом, удостоверившим соответствующий документ относительно вещного права, сразу после такого удостоверения.
В частности, статью 116 Гражданского кодекса (ГК) Украины предлагается дополнить нормой, предусматривающей, что договор, предметом которого является отчуждение (передача) доли (ее части) в уставном (складочном) капитале общества, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, кроме договоров, созданных на портале электронных сервисов юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований и подписанных с использованием квалифицированной электронной подписи.
А в Законе Украины «О нотариате» предлагается возложить обязанность установления личностей сторон сделки также на должностных лиц, совершающих нотариальные действия (статья 43), уточнить, что по Единому реестру доверенностей нужно проверять действительность нотариально удостоверенных доверенностей (статья 44), а также сделать оговорку, что внесение нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством, информации в единые и государственные реестры, функционирующие в системе Министерства юстиции Украины, не является нарушением нотариальной тайны (статья 8).
При этом в Законе Украины «О регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» намерены установить одним из принципов государственной регистрации вещных прав одновременность совершения нотариального действия и государственной регистрации прав и обременений, которые возникают, переходят, изменяются или прекращаются в результате совершения нотариального действия, кроме случаев, когда возникновение, переход, изменение или прекращение прав и обременений осуществляется с отлагательным условием (статья 2). Также исключается норма о возможности регистрации вещных прав на объекты недвижимости вне зависимости от их места нахождения. То же касается и государственной регистрации обременений вещных прав на недвижимость. Обратная опция может быть предусмотрена Минюстом в исключительных случаях (статья 3).
Как отмечалось выше, из перечня субъектов государственной регистрации предлагается исключить «аккредитованных субъектов», а из статьи 6 и далее по тексту закона — всякие упоминания о них.
Статью 12 этого закона предлагается дополнить частью, регламентирующей использование программного обеспечения Государственного реестра прав, которое должно обеспечивать распределительное хранение метаданных о сведениях, внесенных в Государственный реестр прав, с целью подтверждения их происхождения, целостности и достоверности. Также авторы предлагают проверять данные относительно объектов вещных прав в реальном времени, то есть в момент заключения сделки и, соответственно, ее нотариального удостоверения и государственной регистрации. Еще одним существенным дополнением закона о госрегистрации является детальная регламентация в его статье 18 процедуры идентификации лица и объема его полномочий на совершение нотариально удостоверяемой сделки или обращения к иным субъектам для внесения сведений относительно вещных прав на недвижимость в Государственный реестр прав, а также дополнение его новой статьей (312), устанавливающей особенности государственной регистрации прав в результате совершения нотариальных действий с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства.
И хотя эта законодательная инициатива в целом поддерживается бизнесом, действенность предложенных поправок вызывает некоторые опасения у профессионального сообщества. Так, Комитет Ассоциации юристов Украины по корпоративному праву и фондовому рынку направил открытое обращение представителям власти, в котором эксперты выразили обеспокоенность отдельными положениями законопроекта № 1056-1, призвав не принимать его в предложенной редакции и рассмотреть изменения ко второму чтению, в частности, относительно обращения долей в обществах с ограниченной ответственностью (ООО).
По их убеждению, предложенные изменения будут вредными для бизнес-климата и не смогут решить проблемы рейдерства. Более того, они существенно ограничат возможности для заключения сделок с долями в ООО по ряду причин, в том числе потому, что нотариально удостоверенный договор не является предохранителем от рейдерства; статистикой не подтверждается, что массовое рейдерство вызвано подделкой подписей; вводится «монополия нотариусов», которые будут заверять все сделки с долями ООО, при этом устанавливается запрет применения иностранного права. Далее отмечаются такие риски, как придание публичности частным сделкам и существенное увеличение стоимости оформления сделки.
Впрочем, как бы то ни было, 12 сентября с.г. Верховная Рада Украины приняла указанный законопроект за основу в первом чтении, установив для него сокращенные сроки подготовки ко второму чтению.
Ирина ГОНЧАР • «Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…