2016 год начался под знаком вступления в силу в полном объеме торговой части Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Таким образом, был открыт очередной этап в процессе гармонизации украинского законодательства с европейскими стандартами и интеграции украинского бизнеса в европейский рынок. О трудностях и свершениях в этой сфере «Юридической практике» рассказала заместитель министра экономического развития и торговли Украины — торговый представитель Украины Наталия Микольская. В интервью заместитель министра отмечает, что опасения по поводу зоны свободной торговли (ЗСТ) пока оказались безосновательными (например, относительно угрозы вытеснения товаров украинского производства). В то же время украинские бизнесмены, работающие в определенных отраслях, уже получили доступ к более дешевому сырью и технологиям. Кроме того, г-жа Микольская объяснила, что планирует предпринять министерство для улучшения торгового потенциала Украины, какие шаги в этом направлении должен сделать парламент. Особое внимание заместитель министра уделила вопросам развития отношений с западными соседями и защиты экономических интересов страны от действий России.
— Наталия Ярославовна, расскажите в общих чертах о начале функционирования зоны свободной торговли? Какие особенности торговых отношений между Украиной и ЕС уже можно назвать?
— Напомню, что украинский бизнес уже больше года имеет улучшенный доступ в ЕС по беспрецедентным торговым преференциям, предоставленным Евросоюзом Украине. А с 1 января 2016 года такой доступ открыт и для европейских товаров.
Как видим, особого наплыва европейских товаров и угрозы вытеснения товаров украинского производства, чего боялись многие скептики, нет. Это связано в первую очередь с девальвацией гривны. Фактически наш товар оказался значительно дешевле, чем европейский, и соответственно — конкурентоспособнее. Кроме того, согласно торговой части Соглашения об ассоциации, мы не отменили пошлины на все товары сразу. Только 70 % товаров — промышленные, сельскохозяйственные, товары перерабатывающей и пищевой промышленности — получили нулевые пошлины, для остальных предусмотрен переходный период или режим ограничений.
К примеру, тарифная либерализация для ЕС по некоторым видам рыбной продукции, обуви, труб будет проводиться в течение трехлетнего периода; по телефонам, аппаратуре для радиотрансляции, линз для камер — на протяжении пятилетнего периода. Семь лет переходного периода предоставляются для видеозаписывающей аппаратуры, моторных, транспортных средств, удобрений и т.д.
В свою очередь Украина получила возможность снизить ввозные пошлины с такими же переходными периодами: три года — для шляп, зонтов, брусчатки, пять лет — для посуды, тракторов, оборудования для мойки, семь лет — для автокранов, автобуров, транспорта с электродвигателями. Для легковых автомобилей переходный период составляет десять лет.
Отдельной договоренности мы достигли по товарам текстильной, кондитерской, химической отрасли, отдельным зерновым культурам, фруктам, сухофруктам, приправам и специям — относительно них произойдет симметричная отмена пошлин.
В то же время с началом функционирования ЗСТ украинские производители получили доступ к более дешевому сырью и технологиям. Европа — один из технологических лидеров мира, и свободный доступ на украинский рынок европейских товаров и технологий поможет нашим производителям выпускать продукцию более высокого качества и с более высокой добавленной стоимостью.
— Поступают ли какие-либо жалобы и запросы от украинских импортеров и экспортеров?
— На данный момент мы перевели работу телефонной линии для бизнеса на ежедневную основу, чтобы оперативно и доступно информировать украинских экспортеров об особенностях нового режима торгового сотрудничества с ЕС. Много звонков поступает относительно разных аспектов режима ЗСТ, а также условий доступа товаров на рынок обеих сторон.
Кроме того, на сайте Минэкономразвития опубликована информация, которая касается некоторых аспектов таможенного оформления товаров в рамках ЗСТ.
— Вопрос относительно перспективы улучшения условий для украинского бизнеса. Экономическая часть Соглашения об ассоциации готовилась уже давно, и тех квот, которые заложены в ней, явно недостаточно. Будет ли Минэкономразвития инициировать пересмотр квот?
— Действительно, некоторые установленные квоты, особенно на сельскохозяйственную продукцию, требуют пересмотра. Ранее мы этого не делали, поскольку рынок был открыт в одностороннем порядке — только для украинских товаров. Сегодня, когда Европа получила доступ к нашим рынкам, мы готовы рассматривать этот вопрос.
Однако необходимо также понимать, что пересмотр условий должен подкрепляться взаимной выгодой. В ЕС готовы нам помогать, яркий пример того — предоставляемые односторонние преференции. К тому же, чтобы требовать повышения или пересмотра квот, Украина также должна провести дополнительную «домашнюю работу» по интенсификации торговли, поскольку у нас есть ряд товаров, на которые еще действующие квоты не использованы.
— Будет ли украинское государство влиять на структуру украинского экспорта, стимулируя увеличение экспорта продукции со значительной долей добавленной стоимости?
— Правительство Украины в сфере внешней торговли ставит перед собой задачу максимум — перейти от сырьевого экспорта к экспорту товаров с высокой добавленной стоимостью. Пока что, к сожалению, таких товаров немного. Самые яркие примеры — это экспорт не просто руды, а запчастей, которые используются для производства европейских автомобилей. Ведь практически во всех авто, произведенных на территории Европейского Союза, установлены свечи украинского производства. Одежда, которую можно увидеть на прилавках европейских магазинов, сшита также у нас.
— Какие изменения уже ощутили украинские потребители?
— За один месяц нельзя ощутить серьезные и тем более позитивные перемены в экономической сфере. Однако уже сейчас с уверенностью могу говорить, что структура внутреннего украинского потребления несколько изменится. Качественные европейские товары заменят на полках магазинов товары из других стран. А это значит, что мы с вами получим возможность выбирать из более качественного товара. Доступ наших производителей к технологиям также позволит повысить качество отечественных товаров, особенно с учетом того, что для выхода на европейский рынок также нужно повышать качество продукции.
Однако это не значит, что товары украинского производства будут значительно проигрывать. После Революции достоинства среди украинцев сформировался менталитет национальных патриотов. Именно эти патриоты сознательно предпочитают отечественные товары, а не только из-за конкурентной цены и качества.
Отмечу, что сейчас многие европейские компании намеренно стараются занизить свою маржу, работая с минимальными наценками, поскольку иначе их товар не сможет на Украине конкурировать по цене. Не исключено, что они будут снижать цены постепенно, компенсируя потери за время работы с минимальной маржей.
— Какие поправки к Таможенному кодексу нужно внести в начале 2016 года? Какая ответственность лежит на парламенте в части обеспечения эффективного функционирования ЗСТ?
— Изменения в законодательство в сфере таможенных процедур мы начали вносить еще в прошлом году. Так, в начале ноября 2015 года Верховный Совет Украины принял закон, который регламентирует упрощение процедур торговли и предусматривает ряд упрощений и ускорений процедур таможенного и околотаможенного контроля.
Одно из нововведений — создание единого окна, учреждения, куда экспортер или импортер будет подавать документы. Согласитесь, единый центр для оформления всех бумаг значительно упростит процедуру оформления товаров.
Еще одна важная деталь — возможность таможенного оформления по копиям, а не по оригиналам документов. Это позволит не только сократить время оформления, но и значительно удешевить сам процесс для перевозчика — товар не будет задерживаться на таможне в ожидании оригиналов документов. Также не будут замораживаться и оборотные средства предприятия.
— Разрабатывается ли концепция таможенной реформы в более широком контексте?
— В этой сфере мы главный упор делаем на экспортную стратегию, которую планируем принять в нынешнем году.
Это глобальный план Украины во внешней торговле, который должен состоять как из определения приоритетных рынков, отраслей, так и из определения последовательных действий государства, направленных на развитие и поддержку экспорта. Среди прочего, стратегией будет предусмотрено упрощение таможенных процедур, создание полноценного портала для экспортера с целью информирования о торговых режимах с определенной страной, соответствующих пошлинах, торговых ограничениях и т.д.
— В какой форме Украина будет реализовывать свое право на защиту торгово-экономических интересов во Всемирной торговой организации, в частности, в спорах с Россией?
— Украина активно защищает свои интересы в ВТО, в том числе и в рамках механизма урегулирования споров. Многочисленные ограничения Российской Федерации в сфере торговли требуют разрешения. Часть этих ограничений, например приостановление действия ЗСТ СНГ или эмбарго, фундаментально противоречит нормам международного права и договоров ВТО, а также имеет в первую очередь политический характер. Еще в декабре 2015 года был принят закон, который позволяет правительству Украины вводить меры в ответ на дискриминационные или недружественные действия государства-агрессора. Украина использовала это право в начале января с.г. и надеется, что Россия прекратит свои противоправные действия.
Другие ограничительные меры Российской Федерации касательно нашей продукции для железной дороги и продуктов питания позволяют Украине инициировать споры в рамках ВТО для их решения.
Одно обращение в рамках механизма урегулирования споров ВТО — по железнодорожным вагонам и стрелочным переводам — уже подано. Россия необоснованно ввела ограничения на поставку с Украины вагонов с 2013 года. Это ограничение касается практически всех украинских производителей, в частности, таких как Крюковский вагоностроительный завод, Днепропетровский стрелочный завод. Второе обращение — о применяемых Роспотребнадзором технических и санитарных и фитосанитарных барьерах по отношению к продуктам питания и напиткам — уже готовится к подаче.
Кроме того, не так давно Российская Федерация ввела ограничения на транзит с территории Украины в Республику Казахстан через территорию Российской Федерации. Теперь товары с Украины в Казахстан через территорию Российской Федерации могут быть доставлены только через два таможенных пункта Республики Беларуси и при условии выполнения дополнительных требований. Тем не менее в ответ на такие неправомерные действия Украина не будет запрещать российский транзит по своей территории, поскольку это противоречит базовым принципам международного торгового права. С целью отмены этих мер Украина собирается начать еще один спор в рамках ВТО.
Украина намерена оспаривать все противоправные и дискриминационные действия Российской Федерации и готова соблюдать установленные соглашениями ВТО процедуры.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…