Все в нашем мире циклично и, как правило, очень часто все возвращается к истокам. Отражается этот принцип и на становлении государства и его институтов, в том числе и на их реформировании. Собственно, тут нет ничего удивительного, правительства меняются и меняются законы, проходят реформы, зачастую недоведенные до конца, и с приходом нового руководства начинается очередной виток реорганизаций, оптимизаций и реформ практически во всех сферах государственной деятельности.
В данном случае речь пойдет о деятельности таможенных органов. Напомним, что почти 20 лет назад, в ноябре 1996 года, Указом Президента Украины осуществлена кардинальная реорганизация таможенной системы, изменен принцип ее структуры и управления. В частности, на базе ликвидированного Государственного таможенного комитета Украины создана Государственная таможенная служба Украины как центральный орган исполнительной власти.
Позже, в 2012 году, Указом Президента, направленным на оптимизацию системы центральных органов исполнительной власти, было создано Министерство доходов и сборов вместо двух государственных ведомств: Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы, которые занимались сбором налогов и контролем над поступлениями в государственный бюджет. Но уже в 2014 году министерство ликвидировали, а точнее — переименовали в Государственную фискальную службу, подчинив ее Министерству финансов Украины. Вновь созданная служба объединила полномочия налоговой службы, таможни и налоговой милиции. К слову, на тот период ожидалось возобновление разделенных функций налогового органа и таможенной службы.
Отметим: представители налоговой, политики и эксперты неоднократно заявляли о том, что сегодня таможенной службы фактически не существует, поскольку ее роль на протяжении последних лет стала сводиться к защите экономических интересов государства и наполнению государственного бюджета.
«Необходимость реформы вызвана тем, что в последнее время система государственного управления таможенным делом полностью разрушена, а государство не проводит политику в таможенной сфере. Уже больше трех лет таможня является объектом экспериментов и «реформ». На данный момент даже отсутствует должность заместителя председателя Государственной фискальной службы, ответственного за таможенную политику. В августе 2015 года, внеся изменения в Положение о Государственной фискальной службе, Кабинет Министров Украины из текста этого документа полностью исключил концепцию ведения государственного таможенного дела», — отмечает Константин Ликарчук, руководитель «Юридического бюро Ликарчука» в комментарии «ЮП».
В преддверии налоговой реформы, которая так и не состоялась в ожидаемом масштабе, о реорганизации главного фискального органа говорили много, в том числе речь шла о выделении из его состава таможни. И сегодня на рассмотрении парламента находится законопроект № 3763 «О Национальной таможенной службе», поданный группой народных депутатов.
Авторы законопроекта отмечают, что вопрос определения системы центрального органа исполнительной власти, статус его территориальных органов, порядок и условия прохождения службы в нем должны регулироваться специальным законом, а не кодифицированным нормативно-правовым актом. Кроме того, этот принцип согласовывается с доктриной как национального законодательства, так и Таможенного кодекса Европейского Союза.
В свою очередь Константин Ликарчук отмечает, что таможенная служба безусловно должна быть отдельным институтом. Имея сухопутную границу протяженностью свыше пяти тысяч километров, находясь в состоянии необъявленной войны со страной, отрезок границы с которой является самым большим, стремясь интегрироваться в Европейский Союз и поставив амбициозные задачи по реформированию экономики, увеличению товарооборота, Украина просто должна иметь сильную таможенную службу, которая выполняла бы не только фискальную функцию. «До тех пор, пока фискальная функция будет превалировать в работе таможни, ни о каком налаживании диалога с бизнесом, превращении таможенной службы в сервисную службу для бизнеса не будет идти речь в нашей стране, поскольку до таможни доводились и продолжают доводиться Министерством финансов планы сборов поступлений в бюджет», — уверен г-н Ликарчук.
Законопроект предусматривает установление на законодательном уровне правовых основ организации и деятельности Национальной таможенной службы Украины, статус должностных лиц Национальной таможенной службы Украины, а также порядок прохождения службы.
В частности, систему Национальной таможенной службы составляют: аппарат, территориальные органы, обособленные структурные подразделения территориальных органов Национальной таможенной службы Украины; специализированные учебные заведения и научно-исследовательские учреждения; специальные таможенные органы. Работа органа координируется Кабинетом Министров Украины через руководителя центрального органа исполнительной власти. Среди основных задач, предусмотренных законопроектом, — обеспечение правильного применения, неукоснительного соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, предотвращение их невыполнения и пр.
Также к ведению этого органа авторы законопроекта относят верификацию сертификатов о происхождении товаров, обмен информацией с таможенными органами других стран, защиту прав интеллектуальной собственности, контроль над перемещением валюты.
Примечательно, что помимо основных функций, задач, структуры, порядка прохождения службы прописан механизм применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия.
Вместе с тем представители власти, в том числе и таможенных органов, скептически настроены на введение в действие данного законодательного акта. В качестве аргумента называется увеличение штата сотрудников, что противоречит курсу, взятому на оптимизацию административных органов. Кроме того, в этой среде бытует мнение, что интеграция таможенной и налоговой служб в рамках единого органа, которая происходит в данный момент, имеет ряд преимуществ. Более того, существует позиция Международного валютного фонда, согласно которой таможня и налоговая должны входить в структуру единого органа. Тем не менее за последний год никаких существенных улучшений работы как таможни, так и налоговой бизнес не наблюдает.
«Необходимо вспомнить, что, кроме фискальной функции, таможня также должна играть важную роль в системе органов безопасности государства, поскольку занимается контролем границы в части перемещения товаров через нее. Кроме того, от работы таможни зависит имплементация Соглашения об ассоциации и о всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС. Именно таможня может способствовать развитию международной торговли, ведь от нее зависит простота, удобство и скорость перемещения товаров через границу страны. Законопроект о Национальной таможенной службе дает возможность наконец-то начать реформирование таможни в правильном направлении и заложить фундамент ее развития как настоящей европейской таможенной службы, которая не только будет выполнять фискальную функцию, но и займет свое место в системе обеспечения безопасности государства и станет надежным партнером бизнеса в вопросах развития международной торговли», — считает Константин Ликарчук.
К слову, в соответствии с заключением Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины проект содержит немало положений, дублирующих нормы действующего Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» и Таможенного кодекса Украины, и требует существенной доработки.
В целом сегодня очень сложно судить о шансах его прохождения в парламенте, поскольку он не является правительственным, да и мнения относительно его целесообразности фактически разделились 50 на 50.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…