В условиях тотальной борьбы с коррупцией в органах государственной власти почему-то без должного внимания остаются недостатки механизма недопущения уклонения должностных лиц от привлечения к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений.
Известно немало случаев, когда суд избирает в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении коррупционного преступления меру пресечения в виде содержания под стражей, но с возможностью внесения залога, после чего подозреваемый или обвиняемый исчезает, а правоохранительные органы проводят следственно-розыскные действия.
Действующий Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины определяет, что во время досудебного расследования или судебного производства в отношении подозреваемого или обвиняемого соответственно могут быть применены меры пресечения в виде: личного обязательства, личного поручительства, залога, домашнего ареста, содержания под стражей.
Анализируя статью 177 УПК Украины, приходим к выводу, что первоочередной целью применения меры пресечения является предотвращение попыток скрыться от органов предварительного расследования или суда.
Необходимо признать, что применение в отношении коррупционеров залога как альтернативной к содержанию под стражей меры пресечения не способно обеспечить реализацию основополагающего принципа уголовной ответственности — неотвратимости наказания.
С целью решения указанной проблемы на рассмотрение Верховного Совета Украины было подано пять законопроектов (№ 2324-1, № 2324-2, № 2324-3, № 2324-4, № 2324-5), которые касаются применения мер, в частности залога, к подозреваемым или обвиняемым в совершении коррупционных преступлений.
Наиболее удачным, по нашему мнению, является законопроект № 2324-1, которым предлагается исключить возможность применения меры пресечения в виде залога в отношении указанной категории лиц.
Данный шаг не является радикальным, не противоречит общим принципам УПК Украины, наоборот, указанные изменения крайне необходимы. Стоит обратить внимание, что частью 5 статьи 176 УПК Украины законодатель уже исключил возможность применения каких-либо других мер, кроме содержания под стражей, к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 109–1141, 258–2585, 260, 261 Уголовного кодекса Украины.
Расширение указанного перечня станет абсолютно адекватным методом борьбы с уклонением служебных лиц от уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений.
КОКОШ Родион — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…