Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Торговая ремарка

Рубрика Тема номера
Для урегулирования рынка интернет-торговли необходимо принять целостный нормативный акт, который будет отвечать интересамкак предпринимателей, так и потребителей

За последнее десятилетие рынок электронной коммерции Украины продемонстрировал рекордные темпы развития, увеличиваясь ежегодно в среднем на 25—30 %.

Стремительный рост предпринимательской активности в сети Интернет объясняется, прежде всего, отсутствием четкой законодательной базы, регулирующей отрасль ІТ, что делает электронную коммерцию одним из наиболее свободных, простых, экономичных, а следовательно — прибыльных видов бизнеса.

Заключить дистанционно

Основным нормативным актом, регулирующим осуществление электронной торговли на международном уровне, является Типовой закон об электронной торговле, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 30 января 1997 года. Отдельные правовые аспекты информационных услуг регулируются также Директивой ЕС № 2000/31ЕС.

Украинское законодательство не предусматривает единого закона, регламентирующего торговую деятельность в сети Интернет. В связи с этим многие аспекты электронной коммерции в нашей стране остаются неурегулированными. Поскольку внутреннее законодательство не гарантирует надлежащей координации интернет-торговли, предприниматели, осуществляющие бизнес в сети, должны следовать общим правилам, регулирующим торговую деятельность.

Наиболее близко к регулированию электронной коммерции законодательство о дистанционной торговле. Согласно позиции Министерства экономического развития и торговли Украины, изложенной в письме № 3502-05/43517-14 от 19 ноября 2012 года, Интернет относится к средствам дистанционной связи. Следовательно, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю с помощью сети Интернет, должны руководствоваться требованиями законодательства о дистанционной торговле, а именно: Правилами осуществления продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденными приказом Министерства экономики от 19 апреля 2007 года № 103.

Указанными Правилами урегулированы некоторые аспекты заключения дистанционных договоров: их существенные условия, форма, порядок заключения. Меры ответственности субъектов, осуществляющих торговую деятельность, Правилами не предусмотрены. Установлено только, что такие субъекты должны руководствоваться общими требованиями законов Украины «О безопасности и качестве продуктов питания», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», «О защите прав потребителей», «Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 2006 года № 833, и другими.

Однако вышеуказанные нормативные акты устанавливают общие правила торговли и не учитывают специфики интернет-продаж. В связи с этим, осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, необходимо принимать во внимание также и нормы специального законодательства в этой отрасли. Такие нормы, в частности, содержатся в законах Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О платежных системах и переводе денег на Украине», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о функционировании платежных систем и развитии безналичных счетов», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».

Пробелы законодательства

Сегодня законодательство Украины не дает легальных определений для таких терминов, как «онлайн-магазин», «электронная коммерция», «онлайн-сделка», «электронный договор», и прочих ключевых понятий в сфере интернет-торговли. Неурегулированными остаются также вопросы, связанные с правилами заключения и формой электронных договоров, способами правовой защиты участников электронной торговли, порядком расчета и т.д.

С целью устранения существующих пробелов народными депутатами Украины на рассмотрение Верховного Совета Украины был передан ряд законопроектов, призванных урегулировать сферу интернет-торговли: проект Закона «Об электронной коммерции» № 6086 от 18 февраля 2010 года депутата Юрия Полунеева, проект № 6086-1 от 4 марта 2010 года депутата Антона Яценко, проект № 6086-2 от 16 марта 2010 года депутатов Виталия Коржа и Юрия Мороко.

Наиболее значимые и существенные изменения предусматривал законопроект № 6086. В нем впервые были определены основные понятия, связанные с осуществлением интернет-торговли, а также статус участников электронной коммерции, который распространяется исключительно на субъектов хозяйствования, прошедших надлежащую государственную регистрацию. Физические лица, согласно законопроекту, имеют право реализовывать свои личные имущественные и неимущественные права путем заключения сделок в Интернете, при условии, что такие действия не связаны с систематической предпринимательской деятельностью.

Порядок заключения сделок в сфере электронной коммерции установлен статьей 9 законопроекта, согласно которой соответствующая сделка заключается путем предложения и акцепта оферты сторонами. При этом акцепт оферты может осуществляться как при помощи отправки электронного сообщения, так и посредством иных действий, которые составляют акцепт (путем использования опции «клик»), если таковые действия четко разъяснены на сайтах сети Интернет или других открытых или корпоративных сетях, где размещена оферта.

Ответственность за коммерцию

Несмотря на положительные нововведения, законопроект № 6086 все же не идеален. В нем не учтены вопросы, связанные с осуществлением электронных платежей, защитой персональных данных, порядком разрешения споров, а также особенностями привлечения к ответственности за нарушения правил осуществления интернет-торговли.

Попытка исправить этот пробел была предпринята законопроектом № 6086-1, согласно которому предлагалось дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей 1603, предусматривающей ответственность за незаконную электронную коммерцию. В соответствии с этим законопроектом осуществление дистанционных сделок с нарушением требований Закона Украины «Об электронной коммерции» повлечет за собой наложение штрафа в размере стоимости электронного товара с конфискацией такого товара и изъятием денежных средств. Таким образом, в случае нарушения предпринимателем правил осуществления коммерческой деятельности в сети Интернет он вынужден будет перечислить в пользу государства трехкратный размер стоимости сделки.

При этом необходимо учитывать, что привлечение к административной ответственности за осуществление незаконной коммерции не освобождает от ответственности, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», которым установлены санкции в гораздо более крупных размерах.

Также не следует забывать и о нормах Уголовного кодекса (УК) Украины. Например, за неправомерное использование электронных денег статья 200 УК Украины предусматривает штраф в размере до 10 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Максимальный штраф за нарушения правил налогообложения, связанные с уклонением от уплаты налогов, сборов составляет 25 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (статья 212 УК).

Исходя из этого, можно утверждать, что нововведения, предусмотренные существующими законопроектами, являются в целом позитивными, однако большого значения не имеют и не соответствуют динамике развития интернет-рынка.

В связи с этим неудивительно, что ни один из вышеуказанных законопроектов так и не был принят в окончательной редакции.

Урегулирование рынка интернет-торговли и устранение всех существующих пробелов требует принятия целостного и сбалансированного нормативного акта, который бы отвечал требованиям предпринимателей, учитывая в то же время интересы рядовых потребителей.

Этот закон должен устанавливать более гибкий порядок заключения договоров, а именно: предусматривать возможность заключения их путем обмена сообщениями, при помощи опции «клик» или иным, альтернативным электронной подписи, способом. Кроме того, в новом законе необходимо закрепить более широкие гарантии защиты прав потребителя: предусмотреть право, способ и место возврата товара, а также установить возможность и порядок признания недействительным договора в случае отсутствия его документального оформления. Важно также установить отдельные гарантии защиты персональных данных, а также определить четкий порядок расчетов с потребителями и предусмотреть его документальное оформление.

Принятие единого закона об электронной коммерции поможет установить четкие правила ведения электронного бизнеса, преодолеть факторы, сдерживающие развитие рынка и защитить предпринимателя от необоснованных проверок со стороны контролирующих органов.

МИСНИК Наталия — юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев


Комментарий

Назрели перемены

Максим БУГАЙ,
младший юрист ЮФ CMS Cameron McKenna

Меры ответственности в этой сфере будут аналогичными за нарушения при осуществлении торговли в ее привычном виде. В то же время cпецифика торговли в сети предусматривает сбор различной информации о покупателе. В cвязи с этим следует отдельно упомянуть об ответственности за нарушения в сфере защиты персональных данных, предусмотренной Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Украины.

К сожалению, в нашем государстве интернет-торговля в большинстве случаев находится «в тени». Это вызвано, в первую очередь, отсталостью украинского законодательства в сравнении со странами ЕС или той же Российской Федерацией. Поэтому возникает много вопросов и проблем в ситуациях привлечения к ответственности.

Хотя эта пессимистическая картина может измениться в ближайшем будущем. Есть весомые предпосылки, что будет представлен новый проект Закона Украины «Об электронной коммерции», в котором все замечания к его предшественникам будут учтены. Очевидно, что принятие акта такого рода назрело давно.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

Акцент

Как сесть миллионером

В фокусе: УПК

Вера в пресечение

Государство и юристы

Пускать пыль в ОКУ

Государство и юристы

Новости законотворчества

Проведение парламентских выборов могут усовершенствовать

Утвержден порядок оплаты труда членов комиссии референдума

В парламент подан проект Трудового кодекса

Документы и аналитика

Жалоба на госисполнителя

Неделя права

Новости из-за рубежа

Курение при детях — насилие

Неделя права

Юристы и кадровики

Неделя права

Новости из-за рубежа

Отношение к 17-летним преступникам

Неделя права

Регистрационная недостаточность

Админрекомендации

Плохи дела

Представлены к назначению

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд присяжных начал работу

Оппозиция обжаловала принятие Закона

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы МПЦ EUCON отстояли в Киевском апелляционном админсуде интересы компании «Восток»

ЮК Jurimex открыла представительство в Днепропетровске

ЮФ Sayenko Kharenko третий год подряд получила награду «Юридическая фирма года: Украина» по версии IFLR Europe Awards 2013

Юристы АО Arzinger защитили интересы ВААИД

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует группу Кернел в связис приобретением сельхозкомпании

ЮФ «АНК» наградила победителей Стипендиального конкурса

МЮФ Integrites защитила интересы Пиреус Банка

МЮГ AstapovLawyers признана лучшей юридической фирмой года на Украине по версии журнала Lawyers World Magazine

Отрасли практики

Возврату подлежит

Контрагент под прикрытием

Бизнес-меню для бенефициара

Служебный обман

Работа для юриста

С отсрочкой увольнения

Сетевой консалтинг

Второе нависшее

Переворот со знаниями

Моральный комплекс

Сферы в деятельности

Рабочий график

Тимошенко VS. Украина

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Отходы не влияют

Вынужденная командировка

Решение не вступило в силу

Самое важное

Льготы на выбор

Все по округу

Избирательное время

Арбитражные перспективы

Не свой страх

Судебная практика

Проверочное слово

Похититель книг

Судебная практика

Судебные решения

Основанием для отмены судебного решения является неприменение нормы законодательства

Тема номера

Торговая ремарка

Закона.net

Онлайн-кража

Частная практика

Символический вопрос

Игра на повышение

Юридический форум

Цивилистический строй

На молодой манер

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: