Одним из наиболее популярных бизнесов в Интернете стала торговля посредством интернет-магазинов. На рынке электронной коммерции указанная модель бизнеса представляет собой схему деловых отношений B2C (business to consumer).
Как показывает практика деятельности интернет-магазинов на Украине, с целью сохранения желаемой доходности от операций купли-продажи через корпоративные порталы В2С и решения определенных вопросов в сфере налогообложения бизнес вынужден создавать рациональные схемы взаимоотношений со всеми участниками такого бизнес-процесса.
Исследуя работу интернет-магазинов на Украине, можно выделить два основных варианта их использования: 1) в качестве «витрины», позволяющей определить имеющиеся в продаже товары, их стоимость и место нахождения торгового помещения, в котором их можно приобрести; 2) как торговой точки, где покупатель может не только увидеть и выбрать товар, но и заказать его, осуществить оплату с получением приобретенного товара по указанному им адресу.
При моделировании схемы ведения бизнеса немаловажным вопросом является знание необходимых правовых аспектов с целью умелого их применения на практике.
Одним из потенциальных рисков работы интернет-магазинов может стать неудачно построенная хозяйственно-правовая схема бизнес-процесса, в которой имеют место операции с наличными деньгами. Такая схема может вызывать подозрения в ее законности, поскольку на основании соответствующих признаков она может быть отнесена к операциям, связанным с легализацией (отмыванием) незаконных доходов. Таким образом, существует риск привлечения определенных лиц к ответственности за проведение таких операций, что может повлечь приостановление либо закрытие их бизнеса. В целях устранения такого риска необходимо, чтобы деятельность интернет-магазина не включала в себя элементы схем, описанных в типологических исследованиях в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, с использованием наличности. Такие типологии разрабатываются Государственной службой финансового мониторинга Украины (Госфинмониторинг) совместно с иными субъектами Госфинмониторинга, а также органами государственной власти, включая правоохранительные органы, и применяются в целях выявления случаев отмывания незаконных доходов. Если в бизнес-схеме задействован также иностранный элемент, целесообразно использовать и рекомендации международных организаций в указанных вопросах с целью предупреждения случаев привлечения внимания к своему бизнесу уполномоченных органов иностранных государств.
Затрагивая вопрос осуществления расчетов за товар между продавцом и покупателем, следует отметить возможность проведения их как в наличной, так и в безналичной форме. При этом целесообразно принять во внимание вступившие в силу в конце 2012 года требования части 2 статьи 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей), пункта 14.19 статьи 14 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств на Украине» (Закон о платежных системах). Исходя из этих положений, право покупателя самостоятельно выбирать форму расчетов за товар корреспондируется с обязанностью продавца обеспечивать возможность каждому покупателю проводить такие расчеты с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых должна стать многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент. Если на сегодня проведение оплаты за товар в Интернете с использованием платежных карт уже не составляет проблем, то реализация расчетов за приобретение заказанных в интернет-магазине товаров по месту нахождения торгового помещения с использованием платежных терминалов в определенных случаях пока остается проблематичной. Такой исход можно связать с отсутствием определенных подзаконных актов, которые должны быть приняты во исполнение ныне действующих требований закона в части осуществления безналичных расчетов с использованием платежных терминалов и в целях обеспечения их практического применения.
Относительно расчетов за товар в наличной форме следует заметить, что в настоящее время планируется их ограничение по суммам. С целью соблюдения требований части 3 статьи 1087 Гражданского кодекса (ГК) Украины, согласно которым Национальный банк Украины (НБУ) должен установить граничные суммы таких расчетов для физических и юридических лиц, а также для физических лиц — предпринимателей, НБУ в проекте своего постановления предлагает ограничить операции с наличностью в пределах 150 тыс. грн. В случае превышения стоимости товара над указанной граничной суммой потребуется проведение расчетов исключительно в безналичном порядке.
Весомым вопросом в бизнесе с использованием интернет-магазина является также вопрос легитимности заключаемых в онлайн-режиме договоров купли-продажи товаров. Поэтому с целью придания таким договорам юридической силы следует в каждом случае их заключения соблюдать требования закона относительно формы и существенных условий договора.
Прежде всего, заключенный с интернет-магазином договор в законодательстве именуется договором купли-продажи товаров на расстоянии с помощью средств дистанционной связи (пункты 8 и 11 статьи 1 Закона о защите потребителей). Если закон наделил покупателя (физическое лицо) правом на информацию (статья 15 Закона о защите потребителей), то у продавца, соответственно, возникает обязанность, состоящая в предоставлении до заключения указанного договора покупателю информации, перечень которой приведен в части 2 статьи 13 этого закона. За несоблюдение продавцом соответствующих требований на него может быть наложен штраф согласно пункту 7 части 1 статьи 23 Закона о защите потребителей.
Применяя общие положения Гражданского кодекса (ГК) Украины, следует отметить, что договор может быть заключен в любой форме, если требования относительно его формы не установлены законом (часть 1 статьи 639 ГК Украины).
Устная форма договора допускается, если: а) его условия выполняются в момент его совершения (статья 206 ГК Украины); б) он заключается между двумя физическими лицами на сумму до 340 грн (пункт 3 части 1 статьи 208 ГК Украины). Подтверждение заключения устного договора оформляется квитанцией, товарным или кассовым чеком, иными документами (пункт 7 статьи 1 Закона о защите потребителей).
Письменная форма договора должна иметь место в случаях, установленных статьей 208 ГК Украины и, в частности, если они заключаются между юридическим и физическим лицом, а также между физическими лицами на сумму, превышающую 340 грн. Считается, что сделка заключена в письменной форме, если соблюдены требования статьи 207 ГК Украины.
К письменной форме приравнивается также сделка в форме электронного документа, скрепленная электронной подписью. Согласно Закону Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», такой договор будет иметь юридическую силу в случае наличия в нем обязательных реквизитов электронного документа и, в частности, электронной подписи. Поскольку практическое использование такой подписи при заключении договоров с интернет-магазинами остается пока проблематичным, рекомендуется применение правил «оферта-акцепт». При этом, если предложение продавца (оферта) должно содержать необходимые сведения, установленные статьей 13 Закона о защите потребителей, и существенные условия договора купли-продажи (части 1 статьи 641 ГК Украины), то акцепт покупателя (принятие предложения) может быть выражен в форме действия (часть 2 статьи 642 ГК Украины).
Таким образом, с целью минимизации рисков в работе интернет-магазинов рекомендуется строить такой бизнес с учетом требований законодательства, умело обходя проблемные вопросы путем применения необходимых правовых инструментов для достижения желаемых результатов от такой деятельности.
ДРОЗДОВА Наталия — к.ю.н., юрист ЮФ «Салком», г. Киев
Наталия МИСНИК,
юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович»
В связи с отсутствием специального законодательства, регулирующего электронную коммерцию, сегодня Правила осуществления продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденные приказом Министерства экономики от 19 апреля 2007 года № 103 (Правила), являются основным документом, устанавливающим условия правомерности сделок, осуществляемых в Интернете.
Согласно пункту 1.4 Правил, продавец обязан обеспечить потребителя необходимой, достоверной, своевременной и доступной информацией об ассортименте и ценах на товары, предлагаемые к продаже, времени доставки заказов, потребительских свойствах товаров, сроках их годности или гарантийных сроках и срок службы.
Кроме того, по требованию потребителя продавец обязан предоставить ему документы, подтверждающие качество, безопасность и цену товаров, а также документ, удостоверяющий факт заключения договора с обязательным указанием даты заключения договора, наименования и местонахождения продавца, наименования товара и его цены, прав и обязанностей сторон договора.
Продавец обязан вместе с товаром выдать расчетный документ установленной формы на полную сумму проданного товара. Согласно пункту 1.12 Правил, в случае непредоставления указанного документа потребитель имеет право сообщить продавцу о недействительности договора, последствием чего является возврат сторон в первоначальное положение и обязанность продавца вернуть уплаченные деньги.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…