О реформе высшего образования на Украине говорят давно и настолько часто, что очередными сообщениями о грядущих масштабных преобразованиях уже никого, наверное, не удивишь. Особенно если учесть тот факт, что законодательные музы не всегда «доходят» в вузы, а если это и случается, то изменения вносятся точечно, а не комплексно. Правда, последняя образовательная инициатива всерьез обеспокоила представителей образовательной сферы.
Так, 12 марта с.г. Президент Украины подписал указ «О Национальном плане действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010—2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» № 128/2013. Часть IV этого плана касается реформ образования и развития научно-технической сферы, в которой, в частности, заявлены такие цели:
— модернизация сети учебных заведений;
— обеспечение доступности, повышение качества и конкурентоспособности образования;
— переориентация учебных планов на увеличение части практического обучения;
— совершенствование порядка формирования и размещения государственного заказа;
— развитие сферы инновационной деятельности;
— повышение эффективности финансирования учебных заведений.
Достичь последней цели, в частности, предложено за счет оптимизации процесса обучения, а именно: с помощью «подготовки нормативно-правовых актов относительно приведения в соответствие с европейскими стандартами норм учебной нагрузки преподавателей высших учебных заведений, увеличения показателя количества студентов на одного преподавателя до 18» (пункт 39.2). Именно эта инициатива и вызвала бурную дискуссию. Отмечалось, что данное предложение противоречит европейским стандартам, согласно которым нормы учебной нагрузки предусматривают 5-6 студентов на одного преподавателя. Кроме того, в связи с таким изменением соотношения «студент — преподаватель» об индивидуальном подходе к студенту придется забыть. Также такое реформирование может привести к существенному сокращению количества научно-педагогических работников, следовательно — к снижению качества учебно-воспитательного процесса.
«Вредительским» называет такое предложение представитель Комитета Верхового Совета Украины по вопросам культуры и духовности Владимир Яворивский. «Этого не нужно делать ни в коем случае, иначе мы станем государством без будущего. Если до недавних пор Украину держал на плаву интеллектуальный потенциал нашей нации, то в последнее время все больше наших сограждан применяют полученные знания и свои умения за пределами Украины. И реализация этой инициативы может еще больше усугубить ситуацию и привести к тому, что и получать образование будут за границей», — прогнозирует народный депутат.
А вот как эти изменения в сфере высшего образования Украины отразятся на подготовке юридических кадров, объяснил партнер АФ «Сергей Козьяков и Партнеры» Сергей Козьяков. «Говоря об одном из правительственных документов, которым предусмотрено установить соотношение «преподаватель — студент» в университетах в количестве до 18 студентов на одного преподавателя, хочу обратить внимание на слово «до». Юристы сразу поймут, о чем идет речь. Могу с уверенностью сказать, что это не затронет, во всяком случае, известные юридические школы, где соотношение уже давно такое или даже больше. Это коснется, в основном подготовки естественнонаучных профессий», — поясняет он.
Вместе с тем г-н Козьяков указывает на последние тенденции в сфере образования, в частности на то, что страна уже несколько лет ощущает «перепроизводство юристов». Поэтому, по его словам, ряд юридических школ уже начали думать над тем, как повысить качество образования. «Например, мой родной Киевский институт международных отношений (КИМО) самым активным образом участвовал в разработке нового государственного стандарта по международному праву, который предусматривает решительный поворот к развитию у студента компетенций, необходимых именно для живой практики. КИМО этим летом предложит уже минимум две англоязычные программы: Litigation и International Trade Litigation», —отмечает Сергей Козьяков, добавляя, что это уже движение в сторону конкуренции с европейскими аналогичными программами.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…