Юридическое лицо, как плательщик сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование, сотрудники которого имеют право на пенсию на льготных условиях, обязано оплачивать управлению Пенсионного фонда Украины расходы на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных работникам по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях и по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях
10 июля 2012 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску управления Пенсионного фонда Украины в г. Белой Церкви Киевской области (управление ПФУ) к открытому акционерному обществу «Р» (ОАО «Р») — о взыскании денежных средств, установила следующее.
В сентябре 2010 года управление ПФУ обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с ОАО «Р» расходы на выплату и доставку льготных пенсий за октябрь 2009 года — март 2010 года в сумме 2 158 875, 51 грн, назначенных на льготных условиях в соответствии с пунктом «а» и пунктами «б»—«с» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-XII, ссылаясь на пункт 2 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV и пункт 6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19 декабря 2003 года № 21-1 (Инструкция).
Киевский окружной административный суд постановлением от 22 сентября 2010 года, оставленным без изменений определениями Киевского апелляционного административного суда от 1 марта 2011 года и Высшего административного суда Украины от 17 января 2012 года, исковые требования удовлетворил: постановил взыскать с ОАО «Р» в пользу управления ПФУ 2 158 875, 51 грн задолженности по возмещению фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий.
Кассационный суд признал правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что ОАО «Р» как плательщик сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование и как юридическое лицо, сотрудники которого имеют право на пенсию на льготных условиях, обязано оплачивать управлению ПФУ расходы на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных работникам по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях и по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 года № 36 (список № 1 и список № 2 соответственно). Отметил, что в соответствии с требованиями подпункта 6.8 пункта 6 Инструкции предприятия ежемесячно до 25 числа вносят в ПФУ указанную в сообщении месячную сумму фактических расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях.
В заявлении о пересмотре Верховным Судом Украины определения Высшего административного суда Украины от 17 января 2012 года на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, ОАО «Р» просит отменить решение суда кассационной инстанции и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование мотивов пересмотра судебного решения Общество сослалось на неодинаковое применение судом кассационной инстанции пункта 2 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пункта «а» части 1 статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», а также приложило копии определений Высшего административного суда Украины от 28 октября 2010 года (№ К-23801/10), 2 июня 2011 года (№ К-31337/10) и 9 февраля 2012 года (№ К-46048/09), которые, по его мнению, подтверждают неодинаковое правоприменение.
Из содержания судебных решений следует, что кассационный суд в подобных правоотношениях пришел к выводу о незаконности требований управления ПФУ в связи с тем, что в расчет расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных по списку № 1, управление ПФУ включило лиц, получивших право на пенсию до 1 января 2004 года, то есть до вступления в силу Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», согласно которому расходы пенсионного фонда на выплату и доставку льготных пенсий, о которых идет речь, предприятиями не возмещались.
Проверив приведенные в заявлении доводы, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины пришла к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, учитывая следующее.
Из содержания пункта 2 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсионное обеспечение застрахованных лиц, которые работали или работают на подземных работах, работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды. До введения пенсионного обеспечения через такие фонды лицам, указанным в абзаце 1 этого пункта, пенсии назначаются по нормам Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом Украины «О пенсионном обеспечении». В этом случае размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». При этом сохраняется порядок покрытия расходов на выплату и доставку этих пенсий, действовавший до вступления в силу этого Закона.
Согласно абзацу 4 подпункта 1 указанного пункта, предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в ПФУ плату, которая покрывает фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, кроме тех, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, начиная со дня вступления в силу этого Закона, в размере 20 процентов с последующим увеличением ее ежегодно на 10 процентов до стопроцентного размера возмещения фактических расходов на выплату и доставку этих пенсий до приобретения права на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом.
В абзаце 5 того же подпункта указано, что выплата пенсий лицам, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, и лицам, пенсии которым назначены в соответствии с пунктами «в»—«е» и «ж» части 1 статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», осуществляется до 1 января 2005 года за счет средств ПФУ, а с 1 января 2005 года — за счет средств Государственного бюджета Украины до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 этого Закона.
Анализ приведенных выше положений дает основания для вывода о том, что расходы на выплату и доставку пенсий лицам, которые были заняты на работах по списку № 1, покрываются предприятиями и организациями.
Исключением из этого правила является только порядок покрытия расходов на выплату и доставку пенсий лицам, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников по списку работ и профессий, утвержденному Кабинетом Министров Украины, поскольку по содержанию абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 Заключительных положений Закона Украины «О пенсионном обеспечении» выплата пенсий таким лицам осуществляется до 1 января 2005 года за счет средств ПФУ, а с 1 января 2005 года — за счет средств Государственного бюджета Украины до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 этого Закона, то и расходы на выплату и доставку льготных пенсий покрываются за счет ПФУ и Государственного бюджета Украины соответственно.
Однако специфика такого порядка заключается в особенностях пенсионного обеспечения указанных лиц.
Так, из содержания статьи 14 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» усматривается, что работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников и в металлургии, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет.
Анализ положений пункта 2 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в контексте статьи 14 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» дает основания для вывода о том, что порядок, по которому расходы на доставку льготных пенсий покрываются до 1 января 2005 года за счет средств ПФУ, а с 1 января 2005 года — за счет средств Государственного бюджета Украины, касается лишь расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных лицам на основании статьи 14 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Таким образом, вывод кассационного суда по рассматриваемому делу об обязанности Общества возместить управлению ПФУ расходы на выплату и доставку пенсий, которые в соответствии с расчетом, составленным последним согласно Инструкции, предназначенные работникам ответчика в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», основывается на правильном применении норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 241, 242, 244 КАС Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Р» отказать.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 КАС Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 10 июля 2012 года. Дело № 21-205а12. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Коротких А.А., Кривенда О.В., Маринченко В.Л., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…