Деловая репутация приобретается годами. Но ее очень легко «запятнать», особенно медицинским учреждениям, репутация которых формируется на «хрупком» доверии пациентов. Потеряв однажды расположенность пациента, очень сложно приобрести его снова, более того, обиженный пациент поспешит поделиться своим негативным опытом и соображениями по поводу клиники на форумах, социальных сетях в Интернете.
Как защититься медицинскому учреждению? Этот вопрос стал лейтмотивом очередного заседания Комитета Ассоциации юристов Украины по медицинскому праву на тему «Защита деловой репутации медицинских учреждений», которое состоялось 1 августа с.г. в тренинговом центре «Перекресток».
Открывая мероприятие, председатель Комитета АЮУ по медицинскому праву Елена Беденко-Зваридчук отметила, что на деловую репутацию влияют возраст, история клиники, объем предоставляемой помощи, наличие филиалов по Украине и за границей, профильность учреждения, финансовая стабильность, бесперебойность работы, высококвалифицированный персонал, спонсорская помощь, благотворительность и даже взаимоотношения со СМИ и государственными органами. Она акцентировала внимание на том, что позитивный имидж медицинского учреждения может создаться даже в течение месяца и позволяет привлечь пациентов и партнеров, а деловая репутация (приобретаемая годами) позволяет закрепить этих клиентов-пациентов и партнеров.
Рассказывая о юридическом аспекте деловой репутации медицинского и фармацевтического учреждения, старший юрист АО Arzinger Светлана Постриган упомянула, что Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» дискредитацией юридического лица называет распространение в какой-либо форме неправдивых, неточных, неполных данных, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствования, в том числе данных, которые причинили или могли причинить вред деловой репутации.
«В данном случае субъекты должны пребывать в конкурентных отношениях. Нарушения могут грозить нарушителю штрафом в размере до 5 % его доходов (выручки) от продажи (реализации) товаров за прошлый финансовый год. Санкция достаточно высокая, более того, антимонопольное законодательство построено таким образом, что сумму могут считать с дохода всей группы компаний, а это очень большие суммы», — сказала г-жа Постриган.
В свою очередь, старший юрист АО Arzinger Наталия Иваницкая рассказала, что пациенты всегда готовы поделиться своим мировоззрением относительно качества услуг, цвета ногтей врача, теплого (холодного) приема, уделенного времени. «Все обиды пациентов выливаются в Интернете. И на эти обиды юрист не может оказать воздействия. Вступать в дискуссию в чате, даже ссылаясь на законодательные нормы, — бесполезно и напоминает борьбу с ветряными мельницами», — говорит докладчик.
Кроме пациентов, г-жа Иваницкая указывает и на другую проблему — конкурентов, которые всячески пытаются навредить, используя механизм сравнительной рекламы либо дискредитации субъекта хозяйствования, рассказывая о нем всему миру неточную, неправдивую или творчески доработанную информацию.
Г-жа Иваницкая со своей коллегой Светланой Постриган составили рейтинг посягательств на деловую репутацию. Топ возглавляет распространение негативной информации в сети Интернет. «Не надо спорить с дураком, поскольку окружающие могут не заметить между вами разницы», — очень точно иллюстрирует данный пример г-жа Иваницкая. Далее в рейтинге: размещение квазинаучных статей в печатных СМИ, выступление с публичными версиями, выдача характеристик, содержащих негативную информацию (касается трудовых отношений), пресловутое «журналистское расследование», дискредитация носителя деловой репутации конкурентом, распространение закрытой или полузакрытой информации бывшим сотрудником.
«Прежде, чем бросаться в атаку с такими проявлениями, сначала необходимо задаться вопросами: нанесен ли вред распространенной негативной информацией? Как его оценить? Кому выгодно унижение репутации? Куда следует обратиться? Какой способ защиты необходимо считать уместным?» — рекомендует г-жа Иваницкая. И продолжает: «Нет ничего хуже плохой стратегии защиты. В одно время все бегали в суды и просили опровержения информации. «Опровергли и написали «Он не идиот!», но это не совсем приятно». Что касается медицинских учреждений, то здесь вопрос очень деликатный, и раздувать скандал не стоит. Целесообразнее попросить право на ответ. Не идти сразу в суд, а постараться урегулировать спор мирным путем. Необходимо помнить, что последствия таких правовых мер могут быть еще хуже того, с чем вы боретесь».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…