Многие эксперты расценивают административный ресурс не как потенциальную угрозу предстоящим выборам, а как их неотъемлемый атрибут. В частности, особую актуальность приобретает вопрос ограничения возможностей кандидатов использовать служебное положение, если они им наделены на данный момент.
Согласно Закону Украины «О выборах народных депутатов Украины», запрещается в рабочее время привлекать для предвыборной агитации или использовать для любой работы, связанной с проведением предвыборной агитации, подчиненных, служебный транспорт, средства связи, оборудование, помещения, другие объекты и ресурсы по месту работы, а также использовать служебные или производственные совещания, собрания коллектива для проведения предвыборной агитации.
Кандидату в депутаты, кроме кандидата в депутаты, который является Президентом Украины или народным депутатом Украины, не может быть отказано в освобождении на период предвыборной агитации от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы с предоставлением неоплачиваемого отпуска. Считается, что в отпуске чиновник не может использовать неформальные связи. Но в статье 26 косвенно признается такая возможность: в состав окружной или участковой избирательной комиссии не могут входить должностные и служебные лица органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, работники судов и правоохранительных органов. То есть здесь даже нет оговорок о том, что они могут взять отпуск за свой счет.
Однако кандидаты могут пойти на дополнительные ограничения с целью продемонстрировать большую демократичность. Интересно, что власть в этом плане может сделать намного более красивый жест, чем оппозиция, просто потому, что обладает большим количеством должностей. Известно, что Партия регионов установила запрет губернаторам выдвигать свои кандидатуры на выборах, хотя такого требования законодательство и не содержит. Пока нет причин сомневаться в добросовестном соблюдении этого правила: есть случаи, когда выдвигаются родственники губернаторов. Предварительно известно о выдвижении по одному из мажоритарных округов Харьковщины Дмитрия Добкина — родного брата губернатора области Михаила Добкина.
Оппозиционный депутат Виктор Швец отмечает, что его соратники будут тоже тщательно следить за тем, чтобы никто не был уличен в использовании полезных связей и возможностей. Неизвестно, будут ли они требовать снятия кандидатуры с выборов, но каждый такой случай обещают предавать огласке.
Как регулирует вопрос ответственности сам избирательный Закон?
Статья 61 предписывает, что основанием для предупреждения кандидату является установление судом при рассмотрении избирательного спора, что кандидат в депутаты, занимающий должность в органах исполнительной власти, органах власти Автономной Республики Крым или местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в учреждениях, организациях, привлекал или использовал для проведения предвыборной агитации подчиненных, служебный транспорт, связь, оборудование, помещения, другие объекты и ресурсы по месту работы (злоупотребление служебным положением).
Однако предупреждения за повторное совершение данного нарушения не влекут отмены регистрации кандидата. Из этого можно сделать вывод, что грядущие выборы будут рекордными по использованию админресурса. Что любопытно, авторами идеи не снимать кандидатов с регистрации за повторное предупреждение выступали оппозиционеры, которые используют админресурс в гораздо меньшей степени.
На недопущение использования служебного положения в целях выборов направлен и вновь принятый Закон Украины «О правилах этического поведения». Согласно статье 8, лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, выполняющие свои служебные полномочия политически беспристрастно, избегают демонстрации в любом виде собственных политических убеждений или взглядов, не используют служебные полномочия в интересах политических партий или их ячеек, или отдельных политиков.
Но вместе с тем они имеют право использовать информацию о своей служебной деятельности и своих профессиональных достижениях. Такая позиция подтверждена, в частности, постановлением Высшего административного суда Украины от 22 сентября 2007 года по делу № 22-а-9633/07. Тогда суд признал право Василия Цушко, кандидата в народные депутаты Украины от Социалистической партии Украины, использовать в предвыборном ролике свои заслуги на должности министра внутренних дел.
Хотя вынесение предупреждения не влечет снятие с гонки, но все же кандидаты не заинтересованы в сомнительных информационных поводах. Кроме того, есть возможность возбуждения уголовного дела из-за злоупотребления служебным положением. В условиях предвыборной гонки кандидаты не будут искать возможность лишний раз обвинить конкурента в применении админресурса. Вряд ли подчиненных будут «сгонять» на предвыборные митинги и допускать другие грубые нарушения. Но использование СМИ с целью повышения популярности кандидатов — вполне вероятно. Нормативная база в этой области несовершенна, поэтому значительная ответственность здесь лежит на судах. Именно им нужно будет грамотно отличать агитацию от другой информации.
Имеет право кандидат, являющийся мэром города, освещать свою деятельность в местной газете? Его деятельность просто обязана освещаться. Это, в частности, предполагает Закон Украины «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на Украине средствами массовой информации».
Официальные сообщения в период избирательного процесса о действиях кандидатов в депутаты, являющихся должностными лицами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления, связанные с исполнением ими должностных (служебных) полномочий и подготовленные в порядке, предусмотренном вышеназванным Законом Украины «О порядке освещения…» не относятся к предвыборной агитации. Такие официальные сообщения не должны содержать комментариев агитационного характера, а также видео-, аудиозаписей, киносъемок, фотоиллюстраций о «действиях указанных лиц в качестве кандидатов в депутаты».
Но вопрос определения грани очень тонкий и нередко административные суды становились на сторону власти. Так, во время местных выборов 2010 года имел место спор по поводу использования исполняющим обязанности Харьковского городского головы Геннадием Кернесом сайта Городского совета с целью агитации за себя на предстоящих выборах мэра. Харьковский окружной административный суд в своем постановлении от 25 октября 2010 года по делу № 2а-13217/10/2070 дал оценку размещению на сайте доклада г-на Кернеса. Указывалось, что такой материал не имеет агитационного характера, поскольку ее содержание касается деятельности кандидата, но при выполнении им полномочий, «а не его действий как кандидата на должность городского головы». Суд отмечает, что рядом с материалом находится фотоиллюстрация с изображением Геннадия Кернеса, однако она не может квалифицироваться как форма предвыборной агитации, поскольку «из общего содержания фотографий» не усматривается проведение кандидатом агитационных мероприятий. Кроме того, суд подчеркнул, что любые действия или деятельность могут быть идентифицированы как проведение агитации лишь при условии установления их направленности на достижение специальной цели.
В таких спорах проблемой также является доказывание того, что какой-то материал, имеющий агитационный характер, появился именно по указанию кандидата.
За свою историю Центральная избирательная комиссия, судя по официальному веб-сайту, вынесла лишь одно постановление, касающееся использования админресурса: «Об объявлении предупреждения кандидату на пост Президента Украины Ющенко В.А.» от 9 января 2010 года № 68.
Так, 9 января 2010 года во время президентской избирательной кампании было вынесено предупреждение Виктору Ющенко, являвшемуся тогда одним из кандидатов. В частности, основания базировались на следующем. Его выступление транслировалось Национальной телекомпанией Украины как Президента Украины. Нарушение усматривалось в том, что в ходе эфира обсуждаются и сравниваются предвыборные программы других кандидатов на пост Президента Украины, дается публичная оценка деловых и личных качеств кандидатов на пост Президента Украины, ведется агитация за себя и против других кандидатов. Более того, трансляция осуществлялась не только в ходе рабочих поездок для встречи с жителями различных регионов, а и во время съезда политической партии (Конгресс украинских националистов). Кроме того, г-н Ющенко использовал для работы, связанной с проведением предвыборной агитации, подчиненных ему лиц, хотя с их стороны не было жалоб.
Но даже если суды квалифицируют использование информационных ресурсов как преступление, то наказание не гарантировано. По крайней мере, в сроки выборов невозможно пройти все стадии уголовного процесса, тем более учитывая, что этому препятствует неприкосновенность кандидата в народные депутаты Украины. В этом абсолютно уверен депутат от Партии регионов Владимир Олейник. «Инструментом защиты прав мог бы стать порядок, когда ЦИК выносит решение об отмене регистрации кандидата, но на основании доказательства факта использования служебного положения не в интересах службы. Такой факт может быть установлен и судом общей юрисдикции», — предлагает он. Учитывая, что до выборов депутатов еще запланированы парламентские сессии, то такой механизм можно зафиксировать на уровне избирательного закона. Но не исключено, что оппозиция, по привычке, увидит в таком нововведении какой-нибудь подвох.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…