Сегодня все больше иностранных инвесторов заинтересованы в привлечении в топ-менеджмент украинских компаний профессионалов-нерезидентов.
Согласно статье 8 Закона Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 года № 803-XII, работодатели имеют право на использование труда иностранцев и лиц без гражданства на условиях трудового договора только при наличии выданного работодателю Государственной службой занятости разрешения на использование труда таких лиц. Вышеуказанные разрешения выдает Государственный центр занятости или, по его поручению, Центр занятости Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские центры занятости.
Необходимо отметить, что процедура получения такого разрешения является достаточно сложной, поскольку предполагает подачу большого пакета документов, оформление или получение которых может быть затруднительным для работодателя. Порядок выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства утвержден соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины от 8 апреля 2009 года № 322 (Порядок). Так, одним из основных документов для получения разрешения является обоснование целесообразности использования труда иностранца. Этот документ должен содержать информацию о сфере деятельности предприятия, образовании и опыте работы иностранца, доводы относительно того, почему именно этот сотрудник необходим для благополучной работы организации, а также гарантии обеспечения надлежащих условий его проживания и работы. В обосновании желательно указать, что предприятие проводило поиски сотрудника на данную вакансию среди граждан Украины, но они не привели к желаемому результату, поэтому работодатель остановил свой выбор на кандидате из числа нерезидентов.
Документы об образовании иностранца могут включать не только диплом о высшем образовании, но и свидетельства, сертификаты об окончании различных курсов, прохождении тренингов. И каждый из таких документов должен быть нотариально удостоверен и апостилирован в стране его выдачи (в случае если между странами отсутствует договор о признании официальных документов), а также переведен на украинский язык.
Для получения справки из центра занятости об отсутствии у работодателя задолженности перед Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы предпринимателю необходимо подать в районный центр занятости отчет о наличии вакансий по форме 3-ПН (если на предприятии уже работают другие иностранцы, то также отчет по форме 2-ТМ) и заявление на выдачу вышеуказанной справки.
Также необходима справка органа внутренних дел об отсутствии судимости у иностранца, который на момент оформления разрешения находится на территории Украины, или соответствующий документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения (проживания) нерезидента. Интересным фактом является то, что такая справка может быть выдана иностранцу уже после одного дня пребывания на территории Украины.
За рассмотрение заявления о предоставлении разрешения на использование труда иностранца и продолжении срока его действия работодатель выплачивает сумму, эквивалентную четырем минимальным заработным платам. Стоит отметить, что такая цифра ничем не обоснована и только увеличивает и без того высокие затраты работодателя на получение разрешения. Также абсолютно абсурдным является установление платы за продолжение срока действия разрешения в таком же размере, поскольку работодатель не подает, а служба занятости не рассматривает никаких новых документов.
Разрешение на трудоустройство иностранца является основанием для получения нерезидентом визы соответствующего типа, регистрации места временного проживания на Украине и оформления временного вида на жительство на срок действия разрешения. В случае продления срока действия разрешения на использование труда иностранца он имеет право обратиться в соответствующий территориальный орган или подразделение Государственной миграционной службы Украины о продлении срока его пребывания на территории Украины и для оформления нового вида на жительство.
Согласно пункту 14 Порядка, независимо от состояния рынка труда и тенденций его развития, разрешение на использование труда иностранца не выдается и срок его действия не продлевается, если в результате изменений на рынке труда в стране (регионе) отпадает необходимость использования работодателем труда иностранца. Нечеткость формулировки этой нормы дает возможность службе занятости необоснованно отказывать в выдаче разрешений, что, в свою очередь, приводит к коррупции.
Что касается ответственности, то, согласно части 4 статьи 8 Закона Украины «О занятости населения», за использование работодателем труда иностранца на условиях трудового договора без упомянутого разрешения государственная служба занятости может взыскать штраф в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом, за каждого такого сотрудника.
Таким образом, можно сделать вывод, что процедура трудоустройства иностранцев на Украине является достаточно сложной, поскольку возлагает на работодателя ряд обязанностей. Тем не менее спрос на профессионалов-иностранцев среди украинских работодателей продолжает расти.
ШАПИРЕНКО Евгений — младший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
Екатерина КРУГЛЮК,
директор департамента ЮФ «Салком»
Процедура получения разрешения на использование труда иностранца на Украине очень сложная и многоступенчатая. Пропущенные нюансы при подготовке пакета документов в центр занятости могут обернуться отказом в выдаче разрешения. К тому же, оформление документации необходимо начинать заблаговременно, поскольку государственные органы зачастую не соблюдают установленные законодательством сроки предоставления тех или иных справок.
Сложным и вызывающим непонимание у иностранных инвесторов является тот момент, что изначально при создании юридического лица в состав его исполнительного органа должны входить исключительно граждане Украины. И только после государственной регистрации предприятия и получения разрешения на использование труда нерезидента возможен прием на работу иностранных граждан. Это связано с тем, что разрешение на трудоустройство получает только предприятие-работодатель, зарегистрированное в центре занятости и не имеющее задолженности перед ним. Соответственно, на первом этапе необходимо легализировать работодателя, чтобы в будущем он имел возможность принимать на работу иностранных граждан.
Ярослава ИВАСЮК,
эксперт по юридическим вопросам ЮФ «КМ Партнеры»
Даже если работодатель строго следует Порядку № 322, ему следует быть готовым к некоторым нарушениям со стороны центров занятости.
Так, Конституция Украины гарантирует иностранцам равное с гражданами нашей страны право на трудовую деятельность, ни один из законов Украины не запрещает иностранцам работать по совместительству. Тем не менее центры занятости отказываются оформлять иностранцам более одного действующего разрешения на трудоустройство.
Кроме того, нередко центр занятости оформляет отказ, если работодатель своевременно не подал в центр занятости отчет о наличии вакансии, которую должен занять иностранец. Отказ мотивируется тем, что привлечение иностранца необоснованно, поскольку поиск кандидатов на должность среди украинских граждан не велся.
Еще один пример нарушения связан с тем, что порядок выдачи справки об отсутствии задолженности перед Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы нормативно не урегулирован и его форма не утверждена. Тем не менее, для получения такой справки работодателям приходится проходить ничем не предусмотренную проверку.
Александр ТРЕТЬЯКОВ,
юрист ЮФ «Антика»
Процедура получения разрешения на трудоустройство иностранца на Украине вызывает ряд вопросов относительно целесообразности предоставления некоторых документов.
Так, работодателю необходимо предоставить справку из Фонда социального страхования на случай безработицы об уплате необходимых сборов. Возникает вопрос, почему центр занятости в течение месяца, выделенного законодателем для рассмотрения заявления, не может прояснить эти данные самостоятельно, ведь зачастую саму справку можно получить только после прохождения внеплановой проверки. «Правильная» справка должна содержать информацию об открытой вакансии, о чем перед прохождением проверки необходимо подать соответствующий отчет в центр занятости. А поскольку такие требования законодательством не устанавливаются, это может стать неприятным сюрпризом для работодателя и послужить причиной отказа в выдаче разрешения.
Среди сложностей процедуры также нельзя не отметить требование подачи полного пакета документов для продления срока разрешения, несмотря на то что некоторые документы уже хранятся в деле. В этом случае серьезной проблемой может стать отсутствие апостилированной копии диплома об образовании соискателя, если работодатель заблаговременно не позаботился об изготовлении дополнительных экземпляров «на будущее».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…