Заседание внеочередной сессии Верховного Совета Украины, состоявшееся 30 июля с.г., проходило уже в привычном для нынешнего созыва ударно-зрелищном темпе. Всего за несколько часов работы парламентарии успели не только выплеснуть (причем некоторые в буквальном смысле этого слова!) эмоции, накопившиеся за несколько недель летних каникул, обменявшись «любезностями» с политическими оппонентами, но и выразить вотум доверия спикеру Владимиру Литвину, принять ряд законодательных инициатив экономической направленности, а также закрепить внешнеполитические векторы Украины.
Так, всего несколько минут народным депутатам Украины понадобилось для того, чтобы принять Закон Украины «О ратификации договора о зоне свободной торговли», сулящий Украине ряд преимуществ в торгово-экономических отношениях с государствами — участниками СНГ. Правда, рассматривая указанный документ по сокращенной процедуре, народные депутаты обсудили только одну сторону этой законодательной медали — позитивную. А вот вопросы, связанные с потенциальными рисками как для внешней, так и для внутренней политики нашего государства, оставили за кадром, например: как ратификация договора о зоне свободной торговли отразится на дальнейшей интеграции Украины в мировое экономическое пространство?
Ответ на этот вопрос неоднозначен, но большинство экспертов все же склоняются к мнению, что данное соглашение является позитивным шагом в контексте дальнейшей интеграции Украины, и, стерев торгово-экономические границы с СНГ, мы не рискуем своим сотрудничеством со Всемирной торговой организацией (ВТО), членом которой, напомним, наше государство является с 2008 года. Так, по словам президента Украинского союза промышленников и предпринимателей, народного депутата Украины Анатолия Кинаха, очень важным является то, что этот договор практически в полном объеме, «не считая некоторых исключений», базируется на принципах ВТО. «Это дает возможность решать спорные вопросы, касающиеся защиты интересов национальных экономик, не методами экономического или политического давления, а опираясь на международные стандарты, стандарты ВТО», — утверждает г-н Кинах. Кроме этого, он отмечает, что договор о зоне свободной торговли с СНГ охватывает ряд государств, которые «необратимо вступают в ВТО». В частности, «новобранцем» этой организации совсем недавно стала Российская Федерация, о намерении вступить в ВТО уже к концу 2012 года заявил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, также соответствующую заявку подала и Белоруссия. Говоря о важности ратификации договора о зоне свободной торговли, Анатолий Кинах оперирует фактами: по итогам прошлого года, общий объем товарооборота Украины со странами СНГ составил порядка 71 млрд долларов, а это почти 40 % всего внешнего товарооборота нашего государства. «Этот внешнеполитический вектор для нас стратегически важен: это и сотни рабочих мест, и хорошие возможности для отечественных товаров», — уверяет г-н Кинах.
Несмотря на очевидные преимущества для украинских производителей, условия зоны свободной торговли не исключают и факторы риска для отечественной экономики, поскольку они предусматривают более открытый внутренний рынок страны. «Украина должна очень прагматично просчитывать возможные риски. Нам необходимо работать как над повышением конкурентоспособности наших рискованных отраслей, так и над совершенствованием защиты национального рынка от контрафакта, контрабанды — всего того, что создает условия неравноправной конкуренции. Для этого нужны отдельные программы и согласованные действия власти и бизнеса», — отмечает Анатолий Кинах.
Вместе с тем некоторые эксперты обеспокоены не только существующими факторами риска вхождения Украины в зону свободной торговли, но и юридическим качеством данного договора. В частности, первый заместитель председателя Комитета Верховного Совета Украины по иностранным делам Тарас Черновол не сомневается в правильности выбранного внешнеполитического вектора нашего государства, при этом он убежден, что принятый парламентом документ не отвечает мировым стандартам, в том числе и ВТО. Г-н Черновол обращает внимание на то, что данный договор содержит много ограничений и исключений именно для нашей страны. «Для Украины в торговых отношениях с СНГ более 50 % объема торгового оборота оказывается в рамках ограничений. То есть по своей сути это уже не является зоной свободной торговли, поэтому даже название договора вызывает сомнения», — отмечает народный депутат. Кроме того, г-н Черновол акцентирует внимание и на других правовых коллизиях, в частности на классификации и статусе стран — участниц СНГ. По его убеждению, так как Украина не ратифицировала Устав СНГ — а значит, де-юре не является государством — членом Содружества — и хотя и принимает участие в большинстве его программ, но так и не подписала Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. И поскольку последний, по словам г-на Черновола, является «ключевым звеном» в решении споров, не относящихся к компетенции национальных судов государств — участников СНГ, то возникает вопрос: где и как должны рассматриваться все споры Украины с участниками договора? «Получается, что в этом случае для Украины действуют только экспертные согласования, которые определены в отдельном дополнении к договору. В связи с этим возникает вопрос: может ли Украина в спорах с Россией обращаться в Стокгольмский арбитраж или нет? Ответа на этот вопрос представители украинской власти не дают», — сетует парламентарий. Помимо этого, по словам г-на Черновала, договор о зоне свободной торговли содержит возможности для вольной трактовки и ряда обстоятельств, при которых страны — участницы СНГ могут вообще игнорировать данное соглашение. Этот документ, по словам г-на Черновола, «с очень странной юридической составляющей и сомнительными экономическими последствиями», в ближайшее время ратифицировать украинская власть не собиралась, именно поэтому была сорвана так называемая синхронная ратификация вмести с Россией. Также к договору был ряд замечаний и у профильных министерств. «Однако после визита главы Российской Федерации Владимира Путина, очевидно, были задействованы какие-то рычаги влияния», — резюмирует Тарас Черновол, говоря о резкой смене внешнеполитического настроения на Украине.
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ,
директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
— Если проводить параллели и сравнивать условия, на которых вошли в состав ВТО Украина и Россия, то у последней, несмотря на то, что она совсем недавно стала членом этой организации, они благоприятнее. То есть Россия себе оговорила более высокие таможенные барьеры и получила хорошие возможности для защиты своего внутреннего рынка. В отличие от Украины, которая в этом плане практически полностью открылась. И факторы риска для нас значительно выше. Вместе с тем, судя по мировым тенденциям глобализации ранка, Украине рано или поздно придется подписать договор о зоне свободной торговли и с Европейским Союзом, что, безусловно, будет выгодно для потребителей. Правда, в этом случае проблемы могут возникнуть у отечественных производителей, которые не смогут конкурировать на европейском рынке товаров, вследствие чего многие предприятия подвергнутся риску банкротства, будет сокращаться и количество рабочих мест. В этом плане открытие торгово-экономических границ со странами СНГ сулит Украине более выгодные перспективы, поскольку на этом рынке украинские товары будут конкурентоспособны и востребованы. Поэтому считаю, что ратификация договора о зоне свободной торговли со странами СНГ для Украины — правильный шаг, который будет выгодным, в первую очередь, отечественным производителям.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…