Сообразить на двоих — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №32 (763) » Сообразить на двоих

Сообразить на двоих

Рубрика Тема номера

Проблема заработных плат «в конвертах» и нелегального трудоустройства — не нова для рынка труда Укра­ины. Решая проблему неофициальных заработков и занятости, правительство страны делает определенные шаги, пытаясь создать стимулы для легализации зарплаты и усилить ответственность за нерегистрацию рабочих мест.

Одним из таких шагов является разработка трех проектов законов Украины:

а) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно минимальных размеров оплаты труда и гарантий их обеспечения)» (Законопроект о минимальной зарплате);

б) «Об ответственности предприятий, учреждений, организаций, независимо от формы собственности, физических лиц — предпринимателей и других субъектов предпринимательской деятельности в сфере труда» (Законопроект об ответственности за нарушение трудового законодательства);

в) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде)» (Законопроект об усилении ответственности за нарушение трудового законодательства).

Принятие этих нормативных документов, по мнению правительства, может исправить положение с заработными платами «в конвертах». Проанализируем, так ли это?

Обесценивание квалификации

В первую очередь Законопроект о минимальной зарплате дает новое определение термина «минимальная заработная плата», которое является менее четким, чем то, которое содержится в статье 95 действующего Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. Так, согласно упомянутому законопроекту, под минимальной заработной платой следует понимать установленный законом размер заработной платы за полный рабочий месяц (час), независимо от вида работ, квалификации работников, количества и вида составляющих вознаграждения за работу. При определении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.

Необходимо обратить внимание, что уточнение, присутствующее в статье 95 КЗоТ Украины, «плата… за простой, неквалифицированный труд», в предложенном законопроекте уже не предусмотрено. Более того, определение, изложенное в Законопроекте о минимальной зарплате, противоречит закрепленному в статье 1 Закона Украины «Об оплате труда», которое констатирует, что размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, в случае принятия соответствующих изменений, разницы по оплате за квалифицированный и неквалифицированный труд не будет.

Также указанными законопроектами предлагается внести изменения в структуру минимальной заработной платы. Так, если заработная плата работника, который выполнил месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, владелец или уполномоченный им орган осуществляет доплату до ее уровня, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.

Законопроект о минимальной зарплате вводит новый термин — «гарантированная заработная плата», подразу­мевающий установленный Кабинетом Министров Украины (КМУ) минимальный размер жалования работников соответствующих профессионально-квалификационных групп, работающих на предприятиях, учреждениях, организациях бюджетной сферы, которые не входят в сферу действия отраслевых соглашений, и являющийся обязательным для применения при заключении коллективных договоров, трудовых соглашений.

Возникает логичный вопрос: чем будет руководствоваться КМУ, принимая решение об установлении тех или иных размеров гарантированных заработных плат? Более того, в Законопроекте о минимальной зарплате отсутствует определение термина «квалификационная группа», не указано, по какому признаку будет происходить деление по группам и какова должна быть разница между размерами минимальной заработной платы работников разных квалификационных групп.

Также Законопроект о минимальной зарплате предлагает внести изменения в статьи 9 и 10 Закона Украины «Об оплате труда». Так, из статьи 9 указанного Закона может быть исключена норма о том, что минимальная заработная плата устанавливается в размере, не ниже размера прожиточного минимума для работоспособных лиц. А из статьи 10 — норма о невозможности уменьшения минимальной заработной платы в случае уменьшения размера прожиточного минимума для работоспособных лиц.

В свою очередь, в Законопроекте о минимальной зарплате есть привязка к прогнозным индексам потребительских цен на следующий год. Так, если таковой будет менее 105 процентов, устанавливается один срок внедрения нового размера минимальной заработной платы — с 1 января. Если же прогнозный индекс потребительских цен на следующий год составит или превысит 105 процентов, будет назначено два срока внедрения нового размера минимальной заработной платы — с 1 января и с 1 июля.

Такие ограничения относительно сроков внедрения нового размера минимальной заработной платы и исключение вышеуказанных норм из статей 9, 10 Закона «Об оплате труда» нарушат конституционное предписание о запрете сужать содержание и объем прав человека, поскольку, таким образом, повышение размера минимальной заработной платы до наступления определенных дат (даже при наличии в бюджете соответствующих средств) не будет предусмотрено.

Кроме того, в Законопроекте о минимальной зарплате закреплены нормы о том, что Государственная инспекция Украины по вопросам труда, Пенсионный фонд Украины и его органы, органы Государственной налоговой службы, финансовые органы, профессиональные союзы и другие органы (организации), которые представляют интересы наемных работников, будут осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об оплате труда. То есть разные по своей природе контролирующие органы будут иметь одинаковые полномочия, что может привести к проведению дублирующих проверок, увеличению нагрузок на бухгалтерские службы, увеличению количества жалоб на действия или бездеятельность должностных лиц проверяющих органов.

Ужесточение санкций

Что касается ответственности за нарушение в сфере труда, Законопроект об усилении ответственности за нарушение трудового законодательства предлагает значительно ужесточить административную и уголовную ответственность. Однако в предложенных изменениях не учитывается необходимость введения справедливого соотношения между размером дохода и размером штрафов. Кроме того, затронутые вопросы уже регулируются действующим законодательством, поэтому непонятно, зачем принимать отдельный закон, если можно внести изменения в существующие.

Противоречивыми являются и предложенные дополнения к статье 172 Уголовного кодекса Украины об ответственности за неоформление трудовых отношений в случае фактического допуска сотрудника к работе. За это правонарушение предусмотрено наказание в виде наложения штрафа от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ сроком до двух лет с лишением права занимать некоторые должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Но при этом субъект законодательной инициативы не учел в указанном законопроекте того, что действующим законодательством не урегулирована процедура фактического допуска сотрудника к работе, что может быть причиной возникновения споров.

Законопроект об усилении ответственности за нарушение трудового законодательства содержит положение, согласно которому можно будет привлечь к административной ответственности работника за фактическое выполнение им трудовых обязанностей без оформления трудовых отношений. Таким способом государство фактически перекладывает часть ответственности за нарушение трудового законодательства с работодателя на работника, однако никоим образом не решает проблему нелегального трудоустройства и заработной платы в «конверте».

И последним непонятным предложением является норма, закрепленная в Законопроекте об ответственности за нарушение трудового законодательства. Указанная норма закрепляет за органами исполнительной власти по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде полномочия самостоятельно накладывать административные штрафы на работодателей. Это противоречит действующему законодательству, поскольку штраф накладывают исключительно суды.

Подводя итоги анализа, можно сделать вывод о том, что новшества, внесенные законопроектами, не направлены на ликвидацию нелегального трудоустройства или теневой выплаты заработной платы. Для того чтобы искоренить желание работодателей платить две заработные платы — официальную и «в конверте», государство должно позаботиться об экономических стимулах и уменьшении налоговой нагрузки на работодателей. А ужесточение мер наказания может привести только к решению проблемы наполнения бюджета.

ПЕТРЕНКО Евгений — адвокат Между­народного правового центра EUCON, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Не в громкости дело

Актуальный документ

Документы и аналитика

Шаг к благотворительности

Акцент

Мина заложенного действия

Государство и юристы

Пора набраться стажа

Государство и юристы

Новости законотворчества

Президент Украины подписал Закон об изменении процедуры проведения госзакупок

Парламенту предлагают усовершенствовать положения о статусе работников аппарата суда

Государство и юристы

Ценные изменения

Государство и юристы

Новости законотворчества

ГНС предлагает ввести трехпроцентный налог на покупку валюты

Документы и аналитика

Мир долгу твоему

Зарубежная практика

Лизинг залогу не помеха

Книжная полка

Конкуренция на совесть

Неделя права

Новости из-за рубежа

Запрет иностранных банков

Неделя права

Пополнение в обители Фемиды

Неделя права

Новости из-за рубежа

Клевета уголовно наказуема

Неделя права

Николаю Пшонке исполнилось 65 лет

Виктор Кононенко отпразднует 75-летие

Конфликт с интересом

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отказал АО «Евроспорт» в удовлетворении кассации

АФ «Династия» успешно защитила интересы компании «Акта»

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ DLA Piper консультирует LycoRed по вопросам инвестирования в «Витан»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» — лучшая юрфирма года на Украине в сфере недвижимости

АФ Engarde — юрсоветник по вопросам приобретения ПАО «Банк Форум»

МЮФ Chadbourne & Parke представила интересы Ex-Im Bank при финансировании ОАО «Полтавский ГОК»

ЮФ «Саенко Харенко» — юрсоветник в связи с крупнейшим выпуском Украиной еврооблигаций

Gide Loyrette Nouel провела семинар по новому Таможенному кодексу

МЮФ Integrites выступила юридическим советником «Пиреус Банка» на Украине

ЮФ «АНК» — партнер форума Ассоциации адвокатов Украины

Отрасли практики

Принять как данность

Налоговые профанации

Информационный поводок

Рабочий график

Фармацевтика на завтрак

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Незаключенная сделка

Размер аренды пересмотрят участники

К договору отношения не имеет

Самое важное

Вхождение по мукам

Кто в приоритете?

Не ссудимы будете

Денежная недостаточность

Спецпроект

Служебное разложение

Судебная практика

Продавец всегда прав

Трудное право

Судебная практика

Судебные решения

Отсутствие в договоре условий сохранности земли как объекта аренды влечет его недействительность

На кого возлагаются расходы по выплате и доставке льготных пенсий

В случаях отсутствия указания на статус предпринимателя в первичных документах физлица исходить надо из сути и целей операции

Судебная практика

Администрирование в квадрате

Тема номера

Морской сбой

Увольте, сударь!

Рабочее бремя

Вор познается в суде

Сообразить на двоих

Частная практика

Не каждому выдано

Пишите все!

Юридический форум

Доктор, мы ее теряем!

Інші новини

PRAVO.UA