Украинский рынок ценных бумаг подвергся масштабной реформе. Через полгода вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства о ценных бумагах», принятый 4 июля с.г., а 1 августа — подписанный Президентом Украины. Закон, разработчиком которого выступил профильный парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, по сути, синтезировал все ранее вносимые предложения по изменению профильного законодательства: от уточнения терминологии до расширения форм госрегулирования фондового рынка.
В украинском законодательстве появилось определение регулируемого (организационно оформленного) фондового рынка, под которым законодатель понимает фондовую биржу, которая функционирует постоянно на основании соответствующей лицензии, выданной Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, и обеспечивает проведение регулярных торгов ценными бумагами и другими финансовыми инструментами по установленным правилам, а также организовывает централизованное заключение и выполнение договоров относительно ценных бумаг и других финансовых инструментов.
В законодательство также внесены уточняющие изменения с целью обеспечения однозначности толкования исключительности профессиональной деятельности на фондовом рынке и невозможности ее сочетания с другими видами деятельности, кроме банковской деятельности, предоставления консультационных услуг и осуществления компанией по управлению активами деятельности по администрированию пенсионных фондов и/или деятельности по управлению ипотечным покрытием.
Помимо этого, лицензию на осуществление деятельности по андеррайтингу, после вступления в силу этого Закона, можно получить лишь при наличии лицензии на осуществление дилерской деятельности. Авторы Закона объясняют, что в соответствии с Законом андеррайтер может принимать на себя обязательство выкупа нереализованной в процессе размещения ценной бумаги. Следовательно, последующая продажа выкупленной у эмитента ценной бумаги андеррайтером является дилерской деятельностью.
К правилам биржевых торгов внесены достаточно существенные изменения. В частности, введен запрет относительно изменения цены и сроков выполнения договоров, заключенных на фондовой бирже путем подачи стороной публичной оферты. А сделки относительно ценных бумаг, заключенные без участия торговца ценными бумагами, будут признаваться ничтожными.
Изменения в Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» направлены на расширение форм регулирования и соответственно полномочий Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. В частности, в новой редакции изложены статьи Закона относительно лицензирования профессиональных участников фондового рынка и предусмотрено введение пруденционного надзора за их деятельностью — НКЦБФР получила право устанавливать пруденционные нормативы, согласовывать уставы и правила фондовых бирж или депозитариев, а также согласовывать кандидатуры соответствующих руководителей. По сути, такое согласование может рассматриваться как вмешательство госоргана в вопросы непосредственного управления конкретных негосударственных юридических лиц. Как известно, Закон Украины «Об акционерных обществах» относит формирование органов управления фондовой биржи и депозитариев, которые образуются как хозяйственные общества, и утверждение их уставов и внутренних правил исключительно к компетенции самих обществ. По мнению аналитиков, можно было бы ограничиться установлением квалификационных требований к руководителям, но законодатель пошел дальше.
НКЦБФР также получила право обращаться в суд с иском о прекращении акционерного общества при выявлении допущенных при его создании нарушений, которые невозможно устранить. Основанием для обращения в суд также будет неподача акционерным обществом в течение двух лет подряд необходимой отчетности; необразование органов акционерного общества на протяжении года со дня регистрации отчета о результатах частного размещения акций среди основателей акционерного общества; несозыв акционерным обществом общего собрания акционеров в течение двух лет подряд.
Если эмитент не будет выявлен по месту его регистрации, НКЦБФР информирует об этом госрегистратора.
Изменения в рекламной сфере закреплены в трех Законах Украины: «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», «О рекламе» и «О ценных бумагах и фондовом рынке». Будут повышены требования к рекламодателям, производителям и распространителям рекламы о продуктах и услугах, которые предоставляются участниками фондового рынка.
Изменения, которые вносятся в Закон Украины «О рекламе», предусматривают расширение перечня требований к рекламодателям на фондовом рынке, введение запрета на сообщение о будущей прибыли и использованиях сравнительной рекламы с целью недобросовестной конкуренции, усиление функций контроля со стороны органов госвласти за соблюдением законодательства о рекламе.
Проводится четкое разграничение, что считать рекламой, а какая информация не подпадает под регулирование Закона. Итак, рекламой ценных бумаг и фондового рынка признается информация рекламного характера об институтах совместного инвестирования, имитируемых ценных бумагах, услугах профессиональных участников фондового рынка, саморегулируемых организаций участников фондового рынка и уполномоченных рейтинговых агентств. Исключение сделано для информации, распространение которой обязательно в силу закона, обобщенных информационно-аналитических материалов, информационного обмена между профессиональным участником рынка и его клиентами, а также относительно информации о финансовых инструментах, допущенных к торгам на бирже, если соответствующая информация обнародуется фондовой биржей.
Вся реклама (а также изменения в рекламе) подлежит утверждению НКЦБФР — подается в срок не менее десяти дней до начала рекламной кампании, и если в течение семи дней не принято решение о запрете, то размещение считается согласованным.
Детально регламентированы ограничения относительно содержания рекламы: запрещается указывать размер дохода, который предусматривается получить по рекламируемым ценным бумагам; начинать рекламную кампанию до регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг и использовать сведения, не соответствующие проспекту; использовать информацию о размере полученной эмитентом в прошлом прибыли без ссылки на то, что такая прибыль не является гарантией получения доходов в будущем, и т.д. Использовать сравнительную рекламу запрещено в любом виде, даже если информация соответствует действительности.
НКЦБФР получает широкие контрольные полномочия в рекламной сфере. Кроме уже упоминавшегося согласования рекламной информации, она сможет пресекать распространение «ненадлежащей» рекламы и применять к нарушителям санкции.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…