За последнее десятилетие рынок электронной коммерции Украины продемонстрировал рекордные темпы развития, увеличиваясь ежегодно в среднем на 25—30 %.
Стремительный рост предпринимательской активности в сети Интернет объясняется, прежде всего, отсутствием четкой законодательной базы, регулирующей отрасль ІТ, что делает электронную коммерцию одним из наиболее свободных, простых, экономичных, а следовательно — прибыльных видов бизнеса.
Основным нормативным актом, регулирующим осуществление электронной торговли на международном уровне, является Типовой закон об электронной торговле, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 30 января 1997 года. Отдельные правовые аспекты информационных услуг регулируются также Директивой ЕС № 2000/31ЕС.
Украинское законодательство не предусматривает единого закона, регламентирующего торговую деятельность в сети Интернет. В связи с этим многие аспекты электронной коммерции в нашей стране остаются неурегулированными. Поскольку внутреннее законодательство не гарантирует надлежащей координации интернет-торговли, предприниматели, осуществляющие бизнес в сети, должны следовать общим правилам, регулирующим торговую деятельность.
Наиболее близко к регулированию электронной коммерции законодательство о дистанционной торговле. Согласно позиции Министерства экономического развития и торговли Украины, изложенной в письме № 3502-05/43517-14 от 19 ноября 2012 года, Интернет относится к средствам дистанционной связи. Следовательно, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю с помощью сети Интернет, должны руководствоваться требованиями законодательства о дистанционной торговле, а именно: Правилами осуществления продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденными приказом Министерства экономики от 19 апреля 2007 года № 103.
Указанными Правилами урегулированы некоторые аспекты заключения дистанционных договоров: их существенные условия, форма, порядок заключения. Меры ответственности субъектов, осуществляющих торговую деятельность, Правилами не предусмотрены. Установлено только, что такие субъекты должны руководствоваться общими требованиями законов Украины «О безопасности и качестве продуктов питания», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», «О защите прав потребителей», «Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 2006 года № 833, и другими.
Однако вышеуказанные нормативные акты устанавливают общие правила торговли и не учитывают специфики интернет-продаж. В связи с этим, осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере электронной коммерции, необходимо принимать во внимание также и нормы специального законодательства в этой отрасли. Такие нормы, в частности, содержатся в законах Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О платежных системах и переводе денег на Украине», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о функционировании платежных систем и развитии безналичных счетов», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».
Сегодня законодательство Украины не дает легальных определений для таких терминов, как «онлайн-магазин», «электронная коммерция», «онлайн-сделка», «электронный договор», и прочих ключевых понятий в сфере интернет-торговли. Неурегулированными остаются также вопросы, связанные с правилами заключения и формой электронных договоров, способами правовой защиты участников электронной торговли, порядком расчета и т.д.
С целью устранения существующих пробелов народными депутатами Украины на рассмотрение Верховного Совета Украины был передан ряд законопроектов, призванных урегулировать сферу интернет-торговли: проект Закона «Об электронной коммерции» № 6086 от 18 февраля 2010 года депутата Юрия Полунеева, проект № 6086-1 от 4 марта 2010 года депутата Антона Яценко, проект № 6086-2 от 16 марта 2010 года депутатов Виталия Коржа и Юрия Мороко.
Наиболее значимые и существенные изменения предусматривал законопроект № 6086. В нем впервые были определены основные понятия, связанные с осуществлением интернет-торговли, а также статус участников электронной коммерции, который распространяется исключительно на субъектов хозяйствования, прошедших надлежащую государственную регистрацию. Физические лица, согласно законопроекту, имеют право реализовывать свои личные имущественные и неимущественные права путем заключения сделок в Интернете, при условии, что такие действия не связаны с систематической предпринимательской деятельностью.
Порядок заключения сделок в сфере электронной коммерции установлен статьей 9 законопроекта, согласно которой соответствующая сделка заключается путем предложения и акцепта оферты сторонами. При этом акцепт оферты может осуществляться как при помощи отправки электронного сообщения, так и посредством иных действий, которые составляют акцепт (путем использования опции «клик»), если таковые действия четко разъяснены на сайтах сети Интернет или других открытых или корпоративных сетях, где размещена оферта.
Несмотря на положительные нововведения, законопроект № 6086 все же не идеален. В нем не учтены вопросы, связанные с осуществлением электронных платежей, защитой персональных данных, порядком разрешения споров, а также особенностями привлечения к ответственности за нарушения правил осуществления интернет-торговли.
Попытка исправить этот пробел была предпринята законопроектом № 6086-1, согласно которому предлагалось дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей 1603, предусматривающей ответственность за незаконную электронную коммерцию. В соответствии с этим законопроектом осуществление дистанционных сделок с нарушением требований Закона Украины «Об электронной коммерции» повлечет за собой наложение штрафа в размере стоимости электронного товара с конфискацией такого товара и изъятием денежных средств. Таким образом, в случае нарушения предпринимателем правил осуществления коммерческой деятельности в сети Интернет он вынужден будет перечислить в пользу государства трехкратный размер стоимости сделки.
При этом необходимо учитывать, что привлечение к административной ответственности за осуществление незаконной коммерции не освобождает от ответственности, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», которым установлены санкции в гораздо более крупных размерах.
Также не следует забывать и о нормах Уголовного кодекса (УК) Украины. Например, за неправомерное использование электронных денег статья 200 УК Украины предусматривает штраф в размере до 10 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Максимальный штраф за нарушения правил налогообложения, связанные с уклонением от уплаты налогов, сборов составляет 25 тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (статья 212 УК).
Исходя из этого, можно утверждать, что нововведения, предусмотренные существующими законопроектами, являются в целом позитивными, однако большого значения не имеют и не соответствуют динамике развития интернет-рынка.
В связи с этим неудивительно, что ни один из вышеуказанных законопроектов так и не был принят в окончательной редакции.
Урегулирование рынка интернет-торговли и устранение всех существующих пробелов требует принятия целостного и сбалансированного нормативного акта, который бы отвечал требованиям предпринимателей, учитывая в то же время интересы рядовых потребителей.
Этот закон должен устанавливать более гибкий порядок заключения договоров, а именно: предусматривать возможность заключения их путем обмена сообщениями, при помощи опции «клик» или иным, альтернативным электронной подписи, способом. Кроме того, в новом законе необходимо закрепить более широкие гарантии защиты прав потребителя: предусмотреть право, способ и место возврата товара, а также установить возможность и порядок признания недействительным договора в случае отсутствия его документального оформления. Важно также установить отдельные гарантии защиты персональных данных, а также определить четкий порядок расчетов с потребителями и предусмотреть его документальное оформление.
Принятие единого закона об электронной коммерции поможет установить четкие правила ведения электронного бизнеса, преодолеть факторы, сдерживающие развитие рынка и защитить предпринимателя от необоснованных проверок со стороны контролирующих органов.
МИСНИК Наталия — юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
Максим БУГАЙ,
младший юрист ЮФ CMS Cameron McKenna
Меры ответственности в этой сфере будут аналогичными за нарушения при осуществлении торговли в ее привычном виде. В то же время cпецифика торговли в сети предусматривает сбор различной информации о покупателе. В cвязи с этим следует отдельно упомянуть об ответственности за нарушения в сфере защиты персональных данных, предусмотренной Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Украины.
К сожалению, в нашем государстве интернет-торговля в большинстве случаев находится «в тени». Это вызвано, в первую очередь, отсталостью украинского законодательства в сравнении со странами ЕС или той же Российской Федерацией. Поэтому возникает много вопросов и проблем в ситуациях привлечения к ответственности.
Хотя эта пессимистическая картина может измениться в ближайшем будущем. Есть весомые предпосылки, что будет представлен новый проект Закона Украины «Об электронной коммерции», в котором все замечания к его предшественникам будут учтены. Очевидно, что принятие акта такого рода назрело давно.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…