Работа по унификации в Европейском Союзе никогда не стоит на месте: аналитическая деятельность специалистов и представителей государств завершается разработкой и принятием новых актов. Судебная кооперация в гражданских и коммерческих делах между государствами — членами ЕС — одна из сфер, где относительно недавно была проведена масштабная реформа, направленная на расширение доступа к правосудию и реализацию свободного движения судебных решений.
Речь идет о принятии нового регламента, регулирующего вопросы юрисдикции, признания и исполнения решений по гражданским и коммерческим делам. Процесс унификации этих вопросов в ЕС начался еще в 1968 году, когда была заключена Брюссельская конвенция о юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и коммерческим делам. В 2000 году в связи с выходом на качественно новый уровень интеграции на выполнение задач, поставленных Маастрихтским договором 1992 года, был принят Регламент Совета ЕС «О юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и коммерческим делам» от 22 декабря 2000 года № 44/2001, более известный как «Брюссель I». А в 2012 году с учетом практики применения «Брюсселя I» и в связи с подписанием в 2009 году Евросоюзом Гаагской конвенции о соглашениях о выборе суда 2005 года, «Брюссель I» был заменен на новый регламент — Регламент «О юрисдикции, признании и исполнении решений по гражданским и коммерческим делам» Европейского парламента и Совета ЕС от 12 декабря 2012 года № 1215/2012. Новый Регламент будет применяться к судебным производствам, открытым 10 января 2015 года или позже. К производствам, открытым до этой даты, применяется Регламент (ЕС) № 44/2001.
Напомним, что в части признания и исполнения иностранных судебных решений Регламент № 1215/2012, как и его предшественник, применяется к решениям судов, вынесенным в государствах — членах ЕС. Следовательно, говоря в дальнейшем о признании иностранных судебных решений, мы будем иметь в виду исключительно решения, вынесенные в государствах — членах ЕС. Что касается признания и исполнения иностранных судебных решений, вынесенных в третьих государствах, то есть государствах, не являющихся членами ЕС, то этот вопрос регулируется уже национальным процессуальным законом каждого отдельно взятого государства.
Главная реформа, введенная новым Регламентом, о которой в Европе говорят все и вся, заключается в отмене экзекватуры (exequatur) — специальной процедуры, по которой суд государства-члена, где должно быть исполнено решение, признает решение суда иностранного государства-члена таким, которое может быть исполнено. Другими словами, экзекватура — предоставление решению иностранного суда исполнительной силы. Это означает, что сразу обратиться в исполнительную службу государства, где должно быть исполнено иностранное судебное решение, без прохождения, так сказать, через «плавильный тигель» местного суда, нельзя. По Регламенту (ЕС) № 44/2001 схема исполнения иностранного решения выглядит следующим образом.
— признание явно противоречит публичному порядку государства-члена, где просят о признании;
— решение было вынесено в отсутствие ответчика в случае, если ответчику не был вручен документ, инициировавший производство по делу, в течение достаточного времени и способом, предоставляющим ему возможность организовать свою защиту, кроме случаев, когда ответчик не начал производство по оспариванию решения, когда это возможно было сделать;
— решение несовместимо с решением, вынесенным по спору между теми же сторонами в государстве-члене, где просят о признании;
— решение несовместимо с решением, вынесенным ранее в другом государстве-члене или в третьем государстве на том же основании и между теми же сторонами, при условии, что решение, вынесенное ранее, соответствует требованиям, необходимым для его признания в государстве-члене, к которому обращаются;
— решение противоречит положениям разделов 3, 4 или 6 главы II Регламента (ЕС) № 44/2001 (которые определяют юрисдикцию в делах, связанных со страхованием, в делах относительно потребительских договоров, а также содержат перечень дел, по которым определенные суды имеют исключительную юрисдикцию);
— на решение распространяется статья 72 Регламента (ЕС) № 44/2001 (относительно непризнания в определенных случаях решений, вынесенных против ответчиков, имеющих домицилий или постоянное место жительства в третьих государствах).
Новый Регламент демонтирует всю цепочку, связанную с предоставлением решению иностранного суда исполнительной силы судом государства, где должно быть исполнено иностранное судебное решение. Что это означает на практике? Это означает, что решение, вынесенное судом государства-члена, исполнимое в том государстве, является исполнимым и в другом государстве-члене без необходимости получения экзекватуры (статья 39 Регламента (ЕС) № 1215/2012). Решение иностранного суда подлежит исполнению на тех же условиях, что и решения, вынесенные судами государства, к которому обращаются (статья 41). Необходимые документы: копия решения суда (что ясно показывает подлинность такого решения) и сертификат, который удостоверяет, что решение подлежит исполнению, а также содержит выписку из такого решения — будут подаваться по новому Регламенту непосредственно к уполномоченному исполнительного органа (статья 42). Исполнительный процесс, как это было и по Регламенту (ЕС) № 44/2001, регулируется процессуальным законом государства по месту исполнения решения иностранного суда.
Без сомнения, ответчик (должник) не лишен права оспорить исполнение иностранного судебного решения. Он может обратиться в суд государства-члена, где просят об исполнении иностранного судебного решения, с целью опротестовать такое исполнение. И суд может отказать в исполнении иностранного решения только на основаниях, предусмотренных статьей 45, которые дублируют случаи, предусмотренные Регламентом (ЕС) № 44/2001 в статьях 34 и 35 (статья 46). Заявление об отказе в исполнении решения иностранного суда должно быть рассмотрено без проволочек (статья 48). На решение суда государства-члена по результатам рассмотрения такого заявления может быть подана апелляция (статья 49). А решение, принятое в результате рассмотрения апелляции, может быть опротестовано в случае, если государства-члены предоставили Комиссии список судов, которые компетентны рассматривать такие жалобы (статьи 50, 75 (с).
Следовательно, можно сказать, что, с одной стороны, революционные нововведения не были осуществлены, однако с другой — была отменена формализованная процедура экзекватуры, правовая природа которой заключалась в том, что судебные органы одного суверенного государства «признавали» решения судебных органов другого суверена. Отказ от экзекватуры — проявление глубокого взаимного доверия между государствами — членами ЕС. В глобальном плане Регламент (ЕС) № 1215/2012 стал очередным шагом на пути к утверждению, как сказано непосредственно в документе, зоны свободы, безопасности и юстиции.
ЦИРАТ Екатерина — юрист ЮА «Юрвнешсервис», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…