Раздвоение личности — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (847) » Раздвоение личности

Раздвоение личности

Статья 4 Конституции Украины устанавливает, что в нашем государстве существует единое гражданство. Основания его приобретения и прекращения определяются законом.

В вопросах гражданства есть два противоположных стремления: государство, со своей стороны, преследует цель привлечь и сохранить своих граждан, а граждане в свою очередь вольны выбирать, изменять и отказываться от гражданства по своему усмотрению. При этом напомним, что Украина придерживается общемировой стратегии по сокращению количества апатридов (лиц без гражданства) и поэтому не допускает отказа от гражданства Украины без приобретения гражданства другого государства. Это изменение в государственной политике в 2001 году (с принятием нового Закона Украины «О гражданстве Украины») при всей благости намерений сделало реальной ситуацию, когда немало граждан Украины имеют документы, подтверждающие принадлежность и к гражданству других государств. Тех, в которых двойное или даже многократное гражданство допускается.

Безусловно, причины возникновения такого явления, как двойное гражданство граждан Украины (как бы абсурдно это ни звучало в свете императива статьи 4 Конституции Украины), разнообразны и понятны, очевидны и преимущества для конкретных лиц наличия двух паспортов. Но для государства, задекларировавшего единство гражданства, они не столь радужны.

Многие полагают, что решить проблему поможет введение реальной уголовной ответственности за нарушения в сфере гражданства.

Так, народными депутатами Украины Александром Бригинцом, Леонидом Емцем и Андреем Павловским в феврале 2014 года был внесен законопроект (рег. № 4116) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за неуведомление гражданином Украины о приобретении иностранного гражданства».

Проект предлагает дополнить Уголовный кодекс Украины статьей 1111, предусматривающей штраф в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг) за неподачу, несвоевременную подачу совершеннолетним гражданином Украины, добровольно приобретшим иностранное гражданство (подданство), заявления об этом и копии документа о его приобретении. Если такой гражданин впоследствии использует свое избирательное право, он может быть лишен свободы сроком от трех до пяти лет. Реальное заключение на срок от пяти до семи лет грозит «тайно» изменившим гражданство служебным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления. А если о новом гражданстве не известит лицо, имеющее доступ к государственной тайне Украины, оно может быть лишено свободы на срок от семи до десяти лет.

На этом закон, если не считать оговорки о необходимости правительства привести свои акты в соответствие с новым правилом, исчерпывается. Однако, поскольку неуведомление или несвоевременное уведомление о приобретении иностранного гражданства — нарушение длящееся, то есть неуведомление может иметь место после вступления в силу закона, хотя сама смена гражданства произошла раньше, очевидно, что законопроекту недостает переходных положений. Целесообразно было бы предусмотреть, что от ответственности, предусмотренной новой статьей (за исключением части 4) освобождаются лица, которые в течение срока, установленного для уведомления о приобретении гражданства иного государства, информируют об этом компетентные органы независимо от того, когда они получили такое гражданство. В этот же срок им надо будет подать заявление о выходе из гражданства Украины либо же отказаться от гражданства другого государства. По части 4 надо предусмотреть возможность снижения ответственности для заявивших о смене гражданства в указанный срок, например, до штрафа в размере, указанном в части 1 предполагаемой новой статьи, если действия таких лиц не содержат иного состава преступления.

Но все это относится к техническим моментам. Более глобальный вопрос — сможет ли в принципе такое нововведение дисциплинировать граждан Украины, решивших получить иностранное гражданство?

Да и других вопросов немало: кто должен инициировать уголовное производство? какой компетентный орган должен проверять чистоту гражданства Украины? И самое главное — кого и в какие сроки должен уведомить гражданин Украины о смене своего гражданства.

Невероятно, но факт: Закон Украины «О гражданстве Украины» (Закон о гражданстве) не предусматривает такого института, как уведомление гражданином Украины органов государственной власти или местного самоуправления или некоего должностного лица о приобретении иностранного гражданства.

Статья 17 этого Закона предусматривает лишь, что основаниями для прекращения гражданства Украины являются: выход из гражданства Украины, утрата гражданства Украины или основания, предусмотренные международными договорами Украины.

Причиной утраты гражданства является в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона, в частности, добровольное приобретение совершеннолетним гражданином Украины иностранного гражданства (если для его приобретения требовалось подавать документы или предоставлять согласие на приобретение такого гражданства).

В любом случае приобретение, прекращение гражданства Украины или выход из него осуществляются на основании указа Президента Украины. То есть даже если лицо утратило гражданство Украины, например, на основании приобретения гражданства иного государства, оно считается гражданином и пользуется всеми правами гражданина Украины до вступления в силу соответствующего указа.

Также указом главы государства утверждаются и определяются Положение о Комиссии при Президенте Украины по вопросам гражданства (Положение, Комиссия) и порядок производства по заявлениям и представлениям по вопросам гражданства.

Именно Комиссия рассматривает заявления о приеме в гражданство Украины и выходе из гражданства, а также представления об утрате такового, а по их результатам вносит Президенту Украины предложения об их удовлетворении. Но не Комиссия же инициирует вопрос об утрате гражданства Украины? Безусловно, не она. Статьей 24 Закона о гражданстве предусмотрен центральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого, помимо прочего, входят вопросы подготовки представлений об утрате лицами гражданства Украины, изъятия документов о гражданстве Украины у лиц, чье гражданство прекращено, выдачи справок о его прекращении и ведения учета лиц, приобретших и утративших гражданство Украины.

Таким органом исполнительной власти сегодня является Государственная миграционная служба Украины. Кроме того, вопрос о прекращении гражданства вследствие его утраты, в частности, по причине приобретения иностранного гражданства могут инициировать дипломатические представительства и консульства Украины. Согласно пункту 87 раздела 3 Порядка производства по заявлениям и представлениям по вопросам гражданства и исполнения принятых решений (Порядок), органы миграционной службы, дипломатические представительства или консульские учреждения Украины готовят и подают Комиссии три документа: представление об утрате гражданства, документ, подтверждающий пребывание лица в гражданстве Украины, и документ, подтверждающий добровольное приобретение лицом гражданства иного государства.

После этого Комиссия проверяет правильность оформления документов и передает вопрос на рассмотрение главе государства. Этот процесс не может занимать больше восьми месяцев. В случае принятия Президентом указа о прекращении гражданства лица в течение месяца компетентные органы миграционной службы или дипломатические либо консульские учреждения обеспечивают их исполнение: изъятие у лица, чье гражданство Украины прекращено, документов, подтверждающих гражданство Украины, и выдачу справки о прекращении гражданства Украины.

Следовательно, законодательство Украины не содержит обязательства граждан государства уведомлять какие-либо органы о приобретении гражданства иного государства. При этом органы миграционной службы, дипломатические представительства и консульства могут самостоятельно при выявлении наличия у граждан Украины иностранного гражданства инициировать вопросы о прекращении гражданства Украины. Обязанность выявлять такие факты ни на один орган не возложена. Отдельно обращаем внимание на то, что при подаче представления о прекращении гражданства следует предоставлять документ, подтверждающий приобретение гражданства другого государства. То есть информации в СМИ, заявлений и показаний соседей не будет достаточно — нужно сначала изъять такой документ…

Предупредить проблему можно было бы изменениями в закон о гражданстве, наложив на граждан Украины обязательство уведомлять о подаче документов на получение иностранного гражданства и о приобретении такового в определенный срок, а также установив ответственность в случае его нарушения. Тогда и последняя законодательная инициатива не выглядела бы бесперспективной. Что касается части 2 предлагаемой новой статьи (относительно ответственности за реализацию избирательного права), необходимо отметить, что она не может существовать вообще — ведь до указа главы государства о прекращении гражданства Украины, независимо от того, сколько иностранных гражданств лицо приобрело, за ним сохраняются все права граждан Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Возврат доверия

Акцент

Разделение без труда

В фокусе: Рынок юруслуг

Китайская база

Вынести свой вклад

Синергия присоединения

Государство и юристы

Раздвоение личности

Проверенные лица

Государство и юристы

Новости законотворчества

Правительство приняло решение об экономии

Упрощена отчетность для микропредпринимателей

ВСУ сможет пересматривать решения ВАСУ в апелляционном порядке

Государство и юристы

Дело в кляпе

Документы и аналитика

Смешные права

Возврат навара

Зарубежная практика

Вводная процедура

Книжная полка

Исторический почерк

Неделя права

Собрались с цифрами

Съезд перенесли

Спрос на продолжение

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Израиле приняли закон «О стабильности власти»

Неделя права

Повысили в названии

Новости из зала суда

Судебная практика

Правомерность назначения внеочередных выборов вне компетенции ВАСУ

Суд признал отсутствие компетенции подразделения «Беркут»

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «КЕРШЕР»

Веб-сайт ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» назван лучшим на Украине

ЮФ Sayenko Kharenko защитила интересы клиента в споре о взыскании задолженности по контракту на поставку оборудования

МЮФ Integrites — юридический советник Next Group PLC

ЮФ Pragnum способствовала разрешению конфликта с клиникой «ОХМАТДЕТ» путем медиации

«Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» — единственная юрфирма СНГ в GAR 100

Отрасли практики

Попасть в лаз

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Сообразят на троих

Решения недели

Судебная практика

Не доказательство

Условия не в счет

Пересмотрели решение

Самое важное

Аффект присутствия

Ветер отмен

Классификация УКТВЭД

Декреты молодости

Судебная практика

Подмена занятий

Поручные связи

Судебная практика

Судебные решения

Выходом из состава участников предприятия одного из супругов права другого из супругов не нарушаются

Судебная практика

Свобода СМИ

Рок страхования

Судебная практика

Судебные решения

Государственная регистрация не изменяет момент заключения договора

Тема номера

Фондовое изучение

Застроить втемную

Прозрачный шанс

Гражданские сборы

Частная практика

Цель растрачивает средства

Кредит доверия

Інші новини

PRAVO.UA