О том, что евроинтеграционные устремления Украины остаются неизменными, свидетельствуют политические настроения не только внутри страны, но и за ее пределами. Из риторических высказываний отечественных и западных политиков следует, что уже в ближайшее время будет подписана так называемая политическая часть соглашения об ассоциации. Правда, несмотря на парламентскую активность последних нескольких недель, конкретных нормотворческих действий в европейском направлении не наблюдалось… до недавних пор.
Евроинтеграционный вопрос был «реанимирован» 13 марта с.г., когда парламент принял постановление с красноречивым названием «О подтверждении курса Украины на интеграцию в Европейский Союз и первоочередных мерах в этом направлении». Цель документа задекларирована четко и ясно — приобретение членства в Европейском Союзе, чего не скажешь о «средствах» ее достижения. Формулировки относительно мер, необходимых для достижения заявленного результата, довольно размыты, а стилистика парламентских рекомендаций весьма декларативна. Скажем, исполняющему обязанности Президента Украины Александру Турчинову народные депутаты рекомендуют призвать Европейский Союз безотлагательно применить «все имеющиеся рычаги влияния относительно Российской Федерации в связи с ее действиями, направленными против мира, суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины» и уполномочить премьер-министра от имени Украины заключить Соглашение об ассоциации с ЕС. В то же время народные депутаты дают советы правительству: всего их девять, при этом только некоторые содержат конкретику. Так, Кабинету Министров рекомендуют принять меры по завершению выполнения I (законодательного) этапа Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины: в частности, завершить выполнение задач по внедрению биометрических проездных документов, внести на рассмотрение парламента проекты законов о внесении изменений в законодательные акты Украины по вопросам предотвращения и противодействия дискриминации на Украине, а также по вопросам реализации государственной антикоррупционной политики, которые будут учитывать соответствующие европейские рекомендации.
Прокомментировать это решение парламента, а также рассказать о дальнейших законодательных шагах в заданном направлении «ЮП» попросила председателя Комитета Верховного Совета по вопросам европейской интеграции Юрия Благодыра. По его словам, ключевой момент для Украины наступит после заключения Соглашения об ассоциации и подписания (с учетом последних корректировок) Соглашения о всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. «Дальше начинается основной этап: нам необходимо будет в очень сжатые сроки привести все свои стандарты и регламенты в соответствие с требованиями ЕС. Тогда и начнется основная нормотворческая работа, поскольку политическая ассоциация и практическая интеграция требуют адаптации национального законодательства», — рассказал парламентарий.
При этом вопрос конкретных законодательных шагов в этом направлении до сих пор остается открытым. Хотя известно, что европейские задачи по проведению на Украине ряда реформ, главным образом в судебно-правовой сфере, остаются неизменными. Возможно, законодательное решение в вопросе интеграции «спешить медленно» продиктовано горьким опытом предыдущей сессии парламента, когда нормотворческие старания народных депутатов после принятия 21 ноября 2013 года правительством скандально известного постановления оказались напрасными. По крайней мере, в нынешних политических реалиях перспективы принятия некоторых законодательных инициатив равны нулю. В частности, речь идет о законопроекте (№ 2522а), направленном на усовершенствование конституционного регулирования деятельности судебной системы, документе, который народные депутаты предварительно одобрили на предыдущей сессии парламента и который ранее так активно обсуждали в обществе. «У этого законопроекта нет перспектив для принятия, думаю, что мы будем принимать комплексный законопроект по внесению изменений в Конституцию Украины, включающий и политическую часть (относительно функционирования органов государственной власти), и судебную», — рассказал о нормотворческих планах власти министр юстиции Павел Петренко. Он отметил, что не так давно была создана специальная временная комиссия по разработке изменений в Основной Закон, в составе которой рабочая группа занимается усовершенствованием раздела «Правосудие». «Вопросы назначения и увольнения судей необходимо передать в компетенцию независимого органа, который не имеет политического статуса. Нынешние полномочия и Президента, и парламента нужно ликвидировать, для того чтобы не было влияния на суд», — поделился своим видением изменений конституционного регулирования деятельности судебной системы министр, добавив, что сейчас соответствующая группа работает в том числе и над усилением гарантий независимости судей и над усовершенствованием деятельности суда присяжных. Как же заявленная позиция по минимизации политического влияния на судей корреспондируется с последними законодательными изменениями относительно усиления роли парламента в вопросах назначения судей (подробно об этом «ЮП» писала в № 9 от 4 марта 2014 года в материале «Атмосфера влияния»)? — интересуемся у министра юстиции. «Эти изменения являются временными (так как на сегодня Верховный Совет — фактически единственный легитимный орган, который нормально функционирует) и впоследствии будут приведены в соответствие с европейскими стандартами», — заверил г-н Петренко.
По его прогнозам, уже в конце марта будет презентован рабочий вариант конституционных изменений в раздел «Правосудие», дедлайн же для подготовки комплексных конституционных изменений — середина апреля. «В рамках Соглашения об ассоциации, которое, я надеюсь, будет подписано в ближайшие недели, Украине необходимо будет привести свое законодательство в соответствие с европейскими стандартами — это около 700 законодательных актов, которые нужно изменить или принять новые», — подчеркивает Павел Петренко.
О том, что сегодня все те требования, которые Европа выдвигала перед Украиной, остаются в силе, особенно в части проведения судебно-правовой реформы, говорит и первый заместитель председателя Комитета по вопросам правовой политики Виктор Швец. «Принципы, на которых мы строили свои взаимоотношения с ЕС, остаются неизменными, и обязанность правительства и парламента сейчас — обеспечить их реализацию», — отметил народный депутат. Что касается первостепенных нормотворческих задач в правовой сфере (а это, напомним, реформа прокуратуры и усовершенствование конституционного регулирования деятельности судебной системы), которые не удалось до конца решить прошлой осенью, парламентарий заверил, что, по крайней мере, проект закона о прокуратуре (№ 3541) будет принят в ближайшее время. «Этот вопрос не вызывает никакого сомнения, после доработки законопроект о прокуратуре, безусловно, будет принят во втором чтении», — выразил убеждение г-н Швец. Напомним: указанную законодательную инициативу 31 октября 2013 года на рассмотрение парламента внес Виктор Янукович, а уже через неделю народные депутаты приняли его за основу. Относительно коррекции деятельности судебной системы на конституционном уровне г-н Швец подтвердил слова Павла Петренко о работе в этом направлении временной специальной комиссии, добавив, что рассматривать вопрос о внесении изменений в Основной Закон парламентарии планируют после президентских выборов.
Возвращаясь к вопросу конкретных законодательных шагов в европейском направлении, нужно отметить, что, как известно, молчание «хранят» в двух случаях: либо когда нечего сказать, либо когда говорить о чем-то конкретном не хотят/не могут раньше времени. Хочется верить в то, что украинские парламентарии придерживаются последнего мнения и выжидательная парламентская позиция продиктована желанием более тщательно подготовить отечественную законодательную почву к европейским стандартам.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…