Ответственность за нарушения сроков рассмотрения судебных дел — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (870) » Ответственность за нарушения сроков рассмотрения судебных дел

Ответственность за нарушения сроков рассмотрения судебных дел

Ссылка истца на то, что в настоящее время не определен уровень нагрузки на судью по количеству рассматриваемых дел, в связи с чем сам термин разумного срока дел не определен, является оценочным понятием и должен соизмеряться с количеством дел, находящихся в производстве, является необоснованной, поскольку сроки рассмотрения административных дел судом установлены Кодексом административного судопроизводства Украины

6 августа 2014 года Высший административный суд Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску гр-на Н. к Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) Украины об отмене решения ВККС Украины от 13 марта 2014 года № * о привлечении к дисциплинарной ответственности и применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, установил следующее.

В мае 2014 года гр-н Н. обратился в Высший административный суд Украины с иском к ВККС Украины (ответчик) об отмене решения от 13 марта 2014 года № * о привлечении к дисциплинарной ответственности и применении дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Свои исковые требования обосновал тем, что ответчик при принятии указанного решения не учел значительную нагрузку на судью и количество дел, находящихся в его производстве. Отметил, что ВККС Украины не взяла пояснений от гр-на Г., на основании жалоб которого было открыто дисциплинарное производство в отношении судьи Сарненского районного суда Ровенской области, а поэтому просил отменить спорное решение ВККС Украины.

Представитель ответчика просил отказать гр-ну Н. в удовлетворении исковых требований, указав, что утверждения истца о неопределении действующим законодательством разумного срока рассмотрения дела являются необоснованными, поскольку сроки рассмотрения административных дел четко предусмотрены Кодексом административного судопроизводства (КАС) Украины.

Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований гр-на Н. об отмене решения ВККС Украины на таких основаниях.

Судом установлено, что в производстве судьи Сарненского районного суда Ровенской области гр-на Н. находились дела № ** по иску гр-на Б. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы и № *** по иску гр-на С. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы.

Исковое заявление гр-на Б. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы (дело № ****) было передано на рассмотрение судье гр-ну Н. 27 июля 2010 года.

Определением от 1 ноября 2010 года на основании пункта 1 части 1 статьи 205 Гражданского процессуального кодекса Украины производство по делу было прекращено, поскольку данный спор не подлежал рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Определением Апелляционного суда Ровенской области от 18 ноября 2011 года определение от 1 ноября 2010 года отменено, а дело направлено в суд первой инстанции для продолжения рассмотрения. Решение суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что местный суд без законных на то оснований закрыл производство по гражданскому делу, не решив вопрос о возможности рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, как это предусмотрено разделом XII «Заключительные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

После возврата судебного дела в местный суд определением Сарненского районного суда Ровенской области от 5 декабря 2012 года производство по гражданскому делу № **** было закрыто.

Определением Сарненского районного суда Ровенской области 31 января 2013 года открыто сокращенное производство по делу № ** по административному иску гр-на Б. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы.

Возражения от ответчика поступили 15 февраля 2013 года.

Постановлением от 27 июня 2013 года по делу № ** требования по административному иску гр-на Б. удовлетворены частично.

Также установлено, что исковое заявление гр-на С. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы (№ *****) было передано на рассмотрение судье гр-ну Н. 27 июля 2010 года.

Определением от 1 ноября 2010 года на основании пункта 1 части 1 статьи 205 Гражданского процессуального кодекса Украины производство по делу было прекращено, поскольку данный спор не подлежал рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Определением Апелляционного суда Ровенской области от 18 ноября 2011 года определение от 1 ноября 2010 года отменено, а дело направлено в суд первой инстанции для продолжения рассмотрения. Решение суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что местный суд без законных на то оснований закрыл производство по гражданскому делу, не решив вопрос о возможности рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, как это предусмотрено разделом XII «Заключительные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

После возврата судебного дела в местный суд определением Сарненского районного суда Ровенской области от 5 декабря 2012 года производство по гражданскому делу № ***** было закрыто.

Определением Сарненского районного суда Ровненской области 31 января 2013  года открыто сокращенное производство по делу № *** по административному иску гр-на С. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы.

Возражения от ответчика поступили 15 февраля 2013 года.

Постановлением от 27 июня 2013 года по делу № *** требования по административному иску гр-на С. удовлетворены частично.

22 августа 2013 года в ВККС Украины поступила жалоба представителя истцов гр-на Д. на неправомерные действия судьи Сарненского районного суда Ровенской области гр-на Н. относительно непринятия мер для рассмотрения дел в течение срока, установленного Законом.

Членом ВККС Украины гр-ном Ш. проведена проверка данных о наличии оснований для открытия дисциплинарного дела. В ходе проверки установлено, что истец при рассмотрении дел по искам гр-на Б. и гр-на С. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы в порядке сокращенного производства, нарушил сроки, предусмотренные частью 1 статьи 122 КАС Украины, а именно — рассмотрение дел длилось более двух лет.

28 ноября 2013 года на заседании ВККС Украины было принято решение № ****** об открытии дисциплинарного дела в отношении судьи Сарненского районного суда Ровенской области гр-на Н.

13 марта 2014 года ответчиком принято решение № * о привлечении истца к дисциплинарной ответственности и наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Решение принято в связи с тем, что гр-н Н. не принимал мер для рассмотрения дела в разумный срок.

Считая данное решение ВККС Украины незаконным, истец обратился в суд с иском об его отмене.

Проверяя правомерность принятия обжалуемого решения ВККС Украины, суд отмечает следующее.

Согласно статье 90 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 года № 2453-VI, ВККС Украины является постоянно действующим органом в системе судоустройства Украины, порядок работы которого определяется регламентом, принятым большинством от общего состава Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Пунктами 8, 9 части 1 статьи 91 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что к полномочиям ВККС Украины, среди прочих, относятся рассмотрение заявлений и сообщений о дисциплинарной ответственности судей местных и апелляционных судов и при наличии оснований открытие дисциплинарных дел и осуществление дисциплинарного производства, а также принятие решения по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований применение дисциплинарного взыскания к судьям местных и апелляционных судов.

Основания для проведения дисциплинарного производства, определенные частью 1 статьи 83 указанного Закона, согласно которой к дисциплинарной ответственности судья может быть привлечен за существенные нарушения норм процессуального права при осуществлении правосудия, связанные, в частности, с неприменением судьей мер для рассмотрения заявления, жалобы или дела в течение срока, установленного законом.

Согласно предписаниям статьи 84 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», дисциплинарное производство — это процедура рассмотрения органом, определенным законом, обращения, в котором содержатся сведения о нарушении судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи. Право на обращение с жалобой (заявлением) относительно поведения судьи, которое может иметь следствием дисциплинарную ответственность судьи, имеет каждый, кому известны такие факты.

Дисциплинарное производство в отношении судей местных и апелляционных судов осуществляет ВККС Украины (пункт 1 части 1 статьи 85 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»).

Порядок осуществления дисциплинарного производства в отношении судьи определен в статье 86 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и разделе XIII Регламента ВККС Украины, согласно которым указанная процедура предусматривает следующие стадии: 1) осуществление проверки данных о наличии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности; 2) открытие дисциплинарного дела; 3) рассмотрение дисциплинарного дела; 4) принятие решения.

Проверка данных о наличии оснований для открытия дисциплинарного дела и привлечения судьи местного или апелляционного суда к дисциплинарной ответственности осуществляется членом ВККС Украины в порядке, установленном Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Так, член Комиссии по результатам проверки составляет заключение с изложением фактов и обстоятельств, выявленных в ходе проверки, и предложением об открытии или отказе в открытии дисциплинарного дела. Заключение члена Комиссии и собранные в ходе проверки материалы передаются на рассмотрение Комиссии.

Вопрос об открытии дисциплинарного дела или отказе в его открытии решает Комиссия.

Частью 4 статьи 87 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» дисциплинарное взыскание к судье применяется не позднее шести месяцев со дня открытия Комиссией производства по дисциплинарному делу, но не позднее года со дня совершения проступка, без учета периода временной нетрудоспособности или пребывания судьи в отпуске.

Согласно части 1 статьи 88 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в отношении судей может применяться дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Таким образом, ВККС Украины, принимая обжалуемое решение, действовала в пределах предоставленных ей полномочий.

Проверив решение ВККС Украины от 13 марта 2014 года № * на предмет его обоснованности, а также проанализировав установленные при рассмотрении дела обстоятельства и доказательства, суд считает доказанным факт нарушения истцом норм процессуального права.

Статьей 1832 КАС Украины предусмотрены особенности рассмотрения дел в порядке сокращенного производства.

Согласно части 4 статьи 1832 КАС Украины, судья рассматривает дело в порядке сокращенного производства единолично, без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле.

Пунктом 4 части 5 указанной статьи предусмотрено, что дело должно быть рассмотрено в порядке сокращенного производства, в частности, не позднее пяти дней со дня подачи ответчиком возражения против иска.

Судом установлено, что по административным делам № ** и № *** по исковым заявлениям гр-на Б. и гр-на С. к Управлению труда и социальной защиты населения Сарненской районной государственной администрации, Главному управлению труда и социальной защиты населения Ровенской областной государственной администрации о признании противоправным бездействия, обязательстве осуществить перерасчет и выплатить недоплаченные суммы, истцом 31 января 2013 года было открыто сокращенное производство.

Возражения от ответчика поступили 15 февраля 2013 года.

Постановления о частичном удовлетворении указанных исковых заявлений гр-на Б. и гр-на С. приняты только 27 июня 2013 года.

То есть истец рассмотрел вышеуказанные дела с нарушением установленных Кодексом административного судопроизводства Украины сроков, что является в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

Оценивая степень вины судьи гр-на Н. и выбирая дисциплинарное взыскание в отношении него, Комиссия учла характеристику, предоставленную председателем Сарненского районного суда Ровенской области гр-ном В., согласно которой неоднократно несвоевременно принимались судебные решения, в связи с чем канцелярия суда не могла предоставить их копии по требованию сторон в деле.

Анализируя материалы дисциплинарного дела, Комиссия пришла к обоснованному выводу о ненадлежащем отношении истца к служебным обязанностям при осуществлении правосудия, связанном с нерассмотрением судебных дел в течение срока, установленного законом. Такие действия судьи гр-на Н. привели к нарушению правомерных интересов лиц, участвующих в деле.

Истец в обоснование иска указывает на большую нагрузку по количеству судебных дел, находящихся в его производстве, изменение судебной практики по этой категории дел, а также на то, что он с января 2012 года по сентябрь 2013 года работал без помощника судьи. Эти обстоятельства не могут считаться доказательствами принятия мер для рассмотрения дел в течение сроков, определенных законодательством. Каких-либо пояснений относительно принятия таких мер истец суду не предоставил.

Ссылка истца на то, что в настоящее время не определен уровень нагрузки на судью по количеству рассматриваемых дел, в связи с чем сам термин разумного срока дел не определен, является оценочным понятием и должен соизмеряться с количеством дел, находящихся в производстве, является необоснованной, поскольку сроки рассмотрения административных дел судом установлены Кодексом административного судопроизводства Украины.

Что касается ссылки гр-на Н. на то, что он был лишен права на участие в заседании Комиссии, суд отмечает следующее.

Комиссией 31 января 2014 года истцу было направлено уведомление, что рассмотрение дисциплинарного дела в отношении него назначено на 13 февраля 2014 года.

На указанное заседание Комиссии гр-н Н. не явился.

28 февраля 2014 года ответчик повторно уведомил истца о рассмотрении 13 марта 2014 года дисциплинарного дела в отношении него.

На заседание Комиссии, состоявшееся 13 марта 2014 года, гр-н Н. снова не явился.

Согласно пункту 13.4.3 Регламента Комиссии, в случае повторной неявки судьи дисциплинарное дело может рассматриваться в его отсутствие с оглашением предоставленных им письменных объяснений, при их наличии.

Наличие справки о временной нетрудоспособности на день рассмотрения дела не является основанием для отмены решения ВККС Украины.

Таким образом, поскольку истец повторно не прибыл на заседание Комиссии, о котором был надлежащим образом уведомлен, о причинах неявки ответчик не уведомил, дополнительных пояснений или материалов не предоставил, то Комиссией правомерно проведено рассмотрение дисциплинарного дела в отсутствие гр-на Н. и принято спорное решение.

Следовательно, обжалуемое решение Комиссии является обоснованным и принятым с соблюдением требований части 2 статьи 19 Конституции Украины.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что решение ВККС Украины от 13 марта 2014 года № * о привлечении гр-на Н. к дисциплинарной ответственности и наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора принято ответчиком на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, является законным и обоснованным, а потому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 122, 160, 167, 1711 КАС Украины, суд постановил:

— в удовлетворении исковых требований гр-на Н. к ВККС Украины об отмене решения Высшей квалификационной комиссии судей Украины от 13 марта 2014 года № * о привлечении к дисциплинарной ответственности и применении дисциплинарного взыскания в виде выговора отказать.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

(Постановление Высшего административного суда Украины от 6 августа 2014 года. Дело № 800/284/14. Председательствующий — Емельянова В.И. Судьи — Заика Н.Н., Алексеенко Н.Н., Олендер И.Я., Пасичнык С.С.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Декларация независимости

VOX POPULI

Государство и юристы

Модель кадров

Проще бывает

АТОмная реакция

Решение и задачи

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяются правила оценочной деятельности

Передачу активов чиновников урегулируют по-новому

Взыскать ущерб, причиненный работодателю, станет сложнее

Государство и юристы

Военной — положение

Документы и аналитика

Денежное удовольствие

Бред курения

Обменный курс

Неделя права

Судей проверяют

Наследование онлайн-аккаунтов

Нельзя заочно признать должника невыездным

Пункты передачи

Гоночное ускорение

Оформительные заботы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ частично удовлетворил кассацию «Укрпроминвеста»

У МОН Украины отсутствовала компетенция созывать съезд юрвузов, считает суд

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» выступила советником группы «Феррэкспо» в трех сделках по экспортному финансированию

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник по первой успешной реструктуризации еврооблигаций в банковском секторе Украины в 2014 году

МЮФ Baker & McKenzie консультирует Европейский инвестиционный банк по вопросу предоставления кредита «Укрзализныце»

Отрасли практики

Без меня меня лишили

Идем на арбитраж!

Согласный знак

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Очищение власти

Решения недели

Судебная практика

Спецзнаний не надо

Доказательства есть

Ошибка не повлияла

Самое важное

Форс-мажорные долги

Будущее бремя

Три года спустя

Легальный ракурс

Судебная практика

Соглашение в процессе

ТВ — фронт

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность за нарушения сроков рассмотрения судебных дел

Судебная практика

Занимательная история

Неспособность обеспечить

Судебная практика

Судебные решения

Особенности заключении договора о зачете однородных встречных требований

Судебная практика

Судебная защита

Проверка за компанию

Тема номера

Синхронный переход

Фактор прироста

Земельная уценка

Частная практика

Корпоративный стимул

Монопольное продолжение

Юридический форум

Поражение «вне игры»

Інші новини

PRAVO.UA