Несмотря на имеющийся правовой механизм, возможность списания безнадежного налогового долга для налогоплательщиков всегда была проблемным вопросом. Одно из оснований для такого списания — возникновение налогового долга вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Ведь в связи с тем, что Налоговый кодекс (НК) Украины не содержит уточняющего перечня, что именно следует относить к форс-мажорным обстоятельствам, между налоговыми органами и налогоплательщиками часто возникали споры по этому поводу. Данную проблему может решить законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно урегулирования налоговых отношений в условиях действия обстоятельств непреодолимой силы» от 14 августа 2014 года № 4502а, который прямо закрепит право налогоплательщика на списание безнадежного налогового долга.
В случае его принятия к форс-мажорным обстоятельствам будут относиться: природные явления стихийного характера — наводнения, пожары, землетрясения, бури, ураганы, заморозки, град; события техногенного характера, которые привели к внезапному прекращению поставки налогоплательщику воды, тепла, электроэнергии, нефтепродуктов или газа, не связанному с неуплатой их стоимости; экстремальные ситуации общественного характера — военные действия, вооруженные агрессии, действия по борьбе с терроризмом или организованной преступностью, забастовки, массовые беспорядки; решения государственных органов законодательного или нормативно-правового характера, обязательные для исполнения налогоплательщиками.
Таким образом, законопроект, на первый взгляд, предоставит потенциальную возможность списать долги перед Государственным бюджетом Украины, возникновение которых связано с проведением антитеррористической операции. Однако практическая реализация такого права осложняется необходимостью получения соответствующей справки именно от органов исполнительной власти. Проблема заключается в том, что на сегодня выдача справок о форс-мажорных обстоятельствах осуществляется Торгово-промышленной палатой Украины и не относится к компетенции ни одного из центральных органов исполнительной власти. Вместе с тем для идентификации органа, который должен выдавать справку, законопроект использует неудачное общее определение, что на практике приведет к невозможности определить такой орган без предварительного внесения изменений в нормативно-правовые акты, определяющие полномочия конкретных центральных органов исполнительной власти.
ФОРСЮК Вита — руководитель практики налогового права ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…