Проще бывает — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (870) » Проще бывает

Проще бывает

Анна ОНИЩЕНКО: «Мы усовершенствовали программное обеспечение, что позволило подавать документы на регистрацию за пять–семь минут»

Пока для государства в целом вопрос децентрализации власти находится на стадии дискуссий и разработки механизмов, некоторые центральные органы государственной власти без лишнего шума уже делегируют  свои полномочия на места. Пионером в этом процессе можно назвать Государственную регистрационную службу Украины. О первых результатах и дальнейших перспективах реформирования системы государственной регистрации вещных прав, юридических лиц, предпринимателей и оказания других административных услуг рассказала председатель Укргосреестра Анна Онищенко.

 

— Анна Владимировна, начнем с самой приятной новости. 25 июля с.г. заработал «прозрачный офис» по грузинскому типу. Расскажите подробнее о его работе.

— Действительно, в Киеве 25 июля с.г. начал работу, а 15 августа был официально открыт экспериментальный офис, где осуществляется прием заявлений и выдача документов в сфере государственной регистрации права собственности на недвижимость. Офис находится на ул. Народного ополчения, 1. Он экспериментальный по ряду причин. Прежде всего мы усовершенствовали новое программное обеспечение, позволяющее оператору в электронной форме заполнять бланки заявлений в регистрационную службу. Это было просто необходимо, поскольку очень часто заявители при заполнении ряда документов, несмотря на максимальное упрощение их формы, делали немало ошибок, что влекло за собой повторное заполнение бланков или даже отказ в регистрационном действии. При обращении в экспериментальный офис человек приносит только необходимые документы, на основании обработки которых оператор сам формирует заявку, и заявителю остается лишь подписать ее. Данная процедура занимает пять–семь, максимум десять минут, тогда как в других центрах оказания административных услуг, действующих на Украине, на этот процесс приходится тратить до 40 минут и более, в зависимости от пакета документов. Разница в том, что упрощенная программа позволяет значительно быстрее обрабатывать и вводить информацию. Если эта программа подтвердит свою работоспособность, то мы внедрим ее по всей Украине.

 

— Известно, что в Грузии разделены функции приема документов и принятия решений по заявкам. Так же происходит и у нас в экспериментальном офисе?

— В экспериментальном офисе введено такое разделение функций. Документы принимаются так называемым фронт-офисом, в котором операторы занимаются исключительно приемом документов. Они умеют работать с очередью и стремятся как можно быстрее оказать услугу заявителю. После получения документы сканируются, и уже бэк-офис принимает решение на основании этих документов. В нем госслужащие проводят только регистрационные действия, причем дела распределяются автоматически. То есть заявитель и исполнитель не только не имеют прямого контакта, но и даже не могут спрогнозировать, кто будет рассматривать вопрос.

 

— Оператор принимает все документы, предоставленные заявителем, и не может отказать в приеме, ссылаясь на отсутствие какого-то документа?

— Оператор может обратить внимание на недостающий документ, но если заявитель настаивает, документы будут приняты в том объеме, в котором желает заявитель. Если же заявитель не уверен, какие именно документы надо подавать для совершения того или иного действия, он может обратиться за разъяснением к консультантам, которые также работают в экспериментальном офисе. При этом если в процессе подачи документов у заявителя возникают вопросы, оператор также советует сначала обратиться к консультанту, чтобы не задерживать очередь. Таким образом мы пытаемся решить проблему, с которой сталкиваются даже наиболее комфортные для граждан центры оказания админуслуг: когда заявитель при подаче документов получает консультацию непосредственно от госрегистратора, а вся очередь ждет.

Еще одно отличие экспериментального офиса — отдельное помещение, в котором выдаются документы по итогам принятия решений.

То есть мы разделили все стадии оказания административных услуг. Кроме того, для сотрудников офиса разработан алгоритм действий, чтобы решение проблемы заявителя не было связано с негативом, а оказание услуги стало максимально удобным и быстрым.

 

— Сколько лиц уже обратилось в новый офис?

— Офис работает более трех недель, за это время поступило 556 заявлений, и только по 12 из них приняты решения об отказе. При этом, перенимая опыт грузинских коллег, мы вводим практику изучения причин отказов. Это делается для того, чтобы, во-первых, проверить, не имело ли место злоупотребление со стороны регистратора, а во-вторых, изучить основные ошибки заявителей, влекущие отказы, и минимизировать вероятность их совершения. Например, подготовить информационное письмо, разъяснение или инициировать изменение в законодательство. Буквально на днях мы уже провели анализ отказов и уже знаем, над чем работать.

 

— Экспериментальный офис в Киеве открыт Укргосреестром или совместно с муниципалитетом столицы (в контексте децентрализации)?

— Данный эксперимент проводит Укргосреестр совместно с Министерством юстиции Украины. Но это не значит, что мы отказываемся от делегирования функций местным властям. Напротив, сегодня Укргосреестр активно сотрудничает с центрами предоставления админуслуг (ЦПАУ). Госрегистраторы уже работают в ЦПАУ Винницкой, Харьковской, Волынской, Днепропетровской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Николаевской, Одесской, Хмельницкой, Черниговской и некоторых других областей и г. Киева. С 1 октября с.г. наши сотрудники будут предоставлять услуги регистрации в центрах админуслуг Днепропетровской, Закарпатской, Киевской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Ровенской, Сумской, Черниговской областей и других районов столицы.

То есть мы всячески поддерживаем сотрудничество с органами местного самоуправления. Там, где материально-техническое, кадровое обеспечение позволяет разместить сотрудников регистрационной службы, это делается.

Экспериментальный офис — не конкурент для центров оказания админуслуг. Это площадка для апробации новых технологий. Ведь нецелесообразно повсеместно внедрять то, что может дать сбой или приведет к формированию негативного имиджа таких центров.

 

— Понятно, что первыми такие возможности изыщут областные и районные центры. Возможно ли установление подобного сотрудничества на уровне сельсоветов?

— 1 августа с.г. у нас состоялось совещание под председательствованием вице-премьер-министра — министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Владимира Гройсмана. На данном совещании была поставлена четкая задача по подготовке изменений в законодательство в части передачи функций по оказанию тех или иных админуслуг органам местного самоуправления. Мы эту задачу выполнили и подготовили проекты новой редакции Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и новой редакции Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Одна из ключевых идей — разделение системы оказания админуслуг на фронт-офисы и бэк-офисы. В качестве первых могут выступать центры оказания админуслуг, нотариусы и другие лица, перечень которых может устанавливаться Кабинетом Министров Украины. Например, в Грузии такими полномочиями наделены банки. А почему бы и нет?

Бэк-офисами, на наш взгляд, могут быть в том числе органы местного самоуправления, компетентные лица которых рассмотрят документы и выдадут решение. Если вопрос касается регистрации вещных прав, то решение можно будет получить в любой точке Украины, поскольку эта информация извлекается из единого реестра. Нет смысла создавать препятствия и вынуждать лицо ехать за тридевять земель для получения таких документов.

 

— Правильно ли понимать, что вы готовы открыть реестры?

— Это наша принципиальная позиция. Но 12 августа с.г. парламент в очередной раз не поддержал предложение Кабинета Министров Украины и Укргосреестра, и рассмотрение законопроекта № 4322а («О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обновления государственного аппарата и упрощения оказания административных услуг») было отложено. В законопроекте, помимо прочего, предлагалось полностью открыть Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (сегодня информация из него открыта почти полностью, но скрывать недоступную часть мы не видим смысла) и Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество — с возможностью поиска по объекту. То есть можно будет получать информацию, кому принадлежит тот или иной объект, наложены ли на него обременения. Органам государственной власти и местного самоуправления мы готовы предоставить полный доступ к реестрам, включая и возможность поиска по субъекту права.

 

— Есть ли у этого законопроекта и ему подобных шансы быть принятыми?

— Мы понимаем, почему парламентарии против его принятия (первый из подобных проектов был «провален» еще в марте), но Кабинет Министров нацелен на то, чтобы реестры все же открыть. И это одна из приоритетных задач, которую правительство ставит передо мной как председателем Укргосреестра. И мы со своей стороны готовы ее выполнить. Эту же идею поддерживаем в проектах новых редакций законов, о которых я говорила. Но принятие окончательного решения за парламентом.

 

— Какие еще законодательные новации вы разрабатываете?

— Помимо децентрализации, проекты новых редакций предусматривают наделение Укргосреестра контрольными функциями, то есть правом сертифицировать работников органов местного самоуправления, имеющих доступ к госреестрам. Очевидно, что такие лица должны соответствовать определенным требованиям по квалификации, стажу работы и т.д. Мы также предусматриваем возможность проведения проверок и, главное, административного обжалования отказов в совершении регистрационного действия.

Сегодня, если госрегистратор принял неправомерное решение (независимо от умысла), самостоятельно изменить его он не может. Такое решение можно обжаловать только в суде, что иногда затягивается на долгие годы, а у заявителя пропадает интерес к проведению регистрационного действия.

Поэтому мы предлагаем предусмотреть возможность обжалования решения (наравне с судебным рассмотрением) в вышестоящем органе по принципу административного обжалования решений налоговых органов. Это позволит сократить сроки рассмотрения дела и получить решение значительно быстрее, чем в суде, принимая во внимание загруженность админсудов. Кроме того, мы сможем таким образом сформировать свои позиции, и суды впоследствии будут их использовать.

Если при этом мы получим функцию по сертификации, то, думаю, сможем свести к минимуму коррупционные риски принятия неправомерных отказов госрегистраторами. Это будет попросту невыгодно самим регистраторам и позволит упростить жизнь заявителям.

 

— Хотя закон предусматривает существование единого госреестра вещных прав, на поверку оказывается, что сегодня он не такой уж и единый — в нем мало информации о вещных правах, зарегистрированных до 2013 года. Налажена ли работа с БТИ по наполнению нового реестра, и какие средства используются в этом направлении?

— Ни для кого не секрет, что БТИ не желают передавать имеющуюся у них информацию. Несмотря на то, что переходные положения действующего закона о регистрации вещных прав обязывают БТИ передать такую информацию, они этого не делают. А если и делают, то в «ручном» режиме, в бумажном виде. То есть в действительности наполнение реестра «ранними» сведениями осуществляется, только если заявитель обращается по какому-то поводу относительно своего имущества к госрегистратору. Пока только так. Но мы пытаемся переубедить БТИ, что, помимо наполнения госреестра в «ручном» порядке, следует делать сканирование документов, их цифровую обработку.

 

— Говоря о вещных правах на недвижимость, нельзя не коснуться вопроса защиты права собственности на территориях Донецкой и Луганской областей. Как там обстоят дела с регистрацией вообще?

— По мере физической возможности органы государственной регистрационной службы, РАГСы продолжают работать. Нельзя сказать, что там активно регистрируются юрлица или права на недвижимость, но учет рождаемости и смертности ведется. На фоне этого стоит отметить рост регистрации браков. Возможно, трагические события становятся катализатором принятия важных жизненных решений, которые ранее откладывались.

Мне ежедневно докладывают о ситуации в этих регионах. Пока работа приостановлена только в самых «горячих» точках и в Луганске, где уже три недели нет электроснабжения. В любом случае, если в каком-то населенном пункте совершить регистрационное действие не удается, это можно сделать в пределах области, в тех населенных пунктах, где нет активных военных действий.

Кроме того, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в связи с социально-политической ситуацией, сложившейся в Луганской и Донецкой областях, Укргосреестр разработал проект приказа Министерства юстиции Украины «О временных мерах по оказанию услуг государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей», который 15 августа с.г. подписал министр юстиции под № 1354/5. Этим приказом предусмотрено, что заявления о госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество на территории Луганской и Донецкой областей могут быть поданы как в любой орган госрегистрации прав на территории области, в пределах которой находится имущество, так и в органы госрегистрации прав Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Сумской и Черниговской областей. В течение нескольких дней приказ будет зарегистрирован и вступит в силу в установленном порядке.

 

— В СМИ появлялась информация, что якобы сторонники ДНР переоформляют на себя некоторые объекты собственности. Есть ли этому подтверждение и можно ли будет восстановить нарушенное право в будущем?

— На данный момент захвата зданий/помещений госрегистрационной службы и неправомерного вмешательства в работу реестров зафиксировано не было, поэтому мы не можем говорить о массовом нарушении прав собственности в этом контексте. Но если какое-то имущество перерегистрировано под принуждением или вследствие иных незаконных действий и после собственник заявит об этом, мы, безусловно, сможем предоставить информацию о прежнем собственнике и моменте изменения права собственности.

Но если говорить о попытках зарегистрировать рождение и брак якобы от имени ДНР — здесь ситуация понятна: на Украине все документы такого рода оформляются на бланках единого образца, поэтому говорить о правовой значимости таких фактов не приходится. Такого рода документы недействительны.

 

— Вы упоминали о новом программном обеспечении. Вспоминается прошлогодний скандал с разработчиком ПО для Укргосреестра ООО «Арт-мастер». Кому принадлежат права на новое ПО, уплачивает ли государство за его использование роялти?

— Пока вопрос, связанный с деятельностью ООО «Арт-мастер», находится на рассмотрении компетентных органов. Параллельно альтернативные пути решения ищет ГП «Информюст».

Что касается нового ПО, его подготовили в ГП «Информационно-ресурсный центр», которое находится в сфере управления Укргосреестра. То есть никакого отношения ПО к ООО «Арт-мастер» не имеет. Но это лишь улучшенная версия ранее разработанного ПО. Что касается всех программ, мы решаем вопрос передачи их полностью в госсобственность без уплаты роялти. Надеемся решить этот вопрос до конца года. Помимо юридических аспектов, есть и технические. Они связаны как минимум с необходимостью иметь в штате высококвалифицированных IT-специалистов, но государство не может пока конкурировать с частными компаниями по заработной плате для них. Но, несмотря на трудности, наша принципиальная позиция заключается в том, чтобы права на ПО для государственных реестров принадлежали государству.

 

— Кроме органов госрегистрационной службы, некоторые регистрационные действия могли бы осуществлять нотариусы. Но они отказываются, опасаясь дисциплинарной ответственности. Ведется ли какая-то работа в этом направлении, чтобы все же нотариусы начали выполнять эти функции?

— Возможность осуществления определенных регистрационных действий нотариусами прямо предусмотрена законом. Но нотариусы как независимые лица вправе отказаться. Часто в спорных моментах им проще отказаться, чем подвергнуться риску привлечения к ответственности, либо установить тариф, который будет явно не выгоден клиенту, и он обратится в регистрационную службу.

Что касается способов настроить диалог, я лично обращалась с письмом в Нотариальную палату, поскольку считаю, что если закон прямо не запрещает, нотариус может совершить определенное действие.

 

— Укргосреестр регистрирует рождение и смерть гражданина, но не наделен полномочием выдавать паспорт гражданина Украины и регистрировать его место жительства, что было бы, как мне кажется, правильно. Планируется ли передача этих функций из сферы ведения Министерства внутренних дел Министерству юстиции и, как я понимаю, Укргосреестру?

— Я такую идею полностью поддерживаю. Она выглядит логичной. На рабочих совещаниях в Кабинете Министров Украины мы говорим и убеждаем в том, что Государственная миграционная служба должна передать полномочия по ведению реестра и выдаче паспортов Укргосреестру. Должен быть единый орган, ответственный за регистрацию в государстве. Укргосреестр регистрирует рождение лица, его брак, весь его бизнес и недвижимое имущество, и смерть… Поэтому логично, что и такой этап жизни гражданина, как выдача паспорта, должен быть в сфере компетенции Укргосреестра, а документ регистрироваться в Едином персональном реестре. И этот вопрос уже поднимается. Мы всячески убеждаем в этом Государственную миграционную службу, но они не спешат передавать свои полномочия в рамках децентрализации, а тем более полностью передать ведение реестра нам.

Так же обстоит дело и с реестром адресов. Мы предлагали в законопроекте № 4322а, чтобы Укргосреестр вел такой реестр, при этом органы местного самоуправления будут предоставлять информацию, а мы — фиксировать новые адреса: улицы, дома, сооружения прочие объекты.

 

— Очень приятно, что на государственном уровне есть такое понимание, поскольку, как мне кажется, сегодняшнее положение дел в этой сфере не только не соответствует логике, но и несет много коррупционных рисков. Будем надеяться, что это удастся изменить. Спасибо за беседу.

— Спасибо и вам.

 

(Беседовала Ирина ГОНЧАР
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Декларация независимости

VOX POPULI

Государство и юристы

Модель кадров

Проще бывает

АТОмная реакция

Решение и задачи

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяются правила оценочной деятельности

Передачу активов чиновников урегулируют по-новому

Взыскать ущерб, причиненный работодателю, станет сложнее

Государство и юристы

Военной — положение

Документы и аналитика

Денежное удовольствие

Бред курения

Обменный курс

Неделя права

Судей проверяют

Наследование онлайн-аккаунтов

Нельзя заочно признать должника невыездным

Пункты передачи

Гоночное ускорение

Оформительные заботы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ частично удовлетворил кассацию «Укрпроминвеста»

У МОН Украины отсутствовала компетенция созывать съезд юрвузов, считает суд

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» выступила советником группы «Феррэкспо» в трех сделках по экспортному финансированию

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник по первой успешной реструктуризации еврооблигаций в банковском секторе Украины в 2014 году

МЮФ Baker & McKenzie консультирует Европейский инвестиционный банк по вопросу предоставления кредита «Укрзализныце»

Отрасли практики

Без меня меня лишили

Идем на арбитраж!

Согласный знак

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Очищение власти

Решения недели

Судебная практика

Спецзнаний не надо

Доказательства есть

Ошибка не повлияла

Самое важное

Форс-мажорные долги

Будущее бремя

Три года спустя

Легальный ракурс

Судебная практика

Соглашение в процессе

ТВ — фронт

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность за нарушения сроков рассмотрения судебных дел

Судебная практика

Занимательная история

Неспособность обеспечить

Судебная практика

Судебные решения

Особенности заключении договора о зачете однородных встречных требований

Судебная практика

Судебная защита

Проверка за компанию

Тема номера

Синхронный переход

Фактор прироста

Земельная уценка

Частная практика

Корпоративный стимул

Монопольное продолжение

Юридический форум

Поражение «вне игры»

Інші новини

PRAVO.UA