1 июля 2009 года на Украине начала действовать Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых делах (Конвенция), подписанная 25 января 1988 года в Страсбурге.
1 сентября 2013 года на Украине вступил в силу Протокол о внесении изменений и дополнений к Конвенции, подписанный 27 мая 2010 года в Париже.
Пунктом 1 статьи 4 Конвенции определено, что стороны, в частности, как предусмотрено в разделе І Конвенции «Обмен информацией», осуществляют обмен любой информацией, которая может быть уместной для исполнения или применения внутреннего законодательства, касающегося налогов, предусмотренных этой Конвенцией.
Положениями статей 5, 6 и 7 Конвенции предусмотрено, что обмен информацией осуществляется по просьбе, спонтанно, а также автоматически. Кроме того, согласно статьям 8 и 9 Конвенции, информация может быть получена во время проведения одновременных налоговых проверок и налоговых проверок за рубежом.
В рамках Конвенции Украина может получать информацию по налоговым делам из многих стран, в частности из Люксембурга, который считается «сердцем Европы».
Для реализации положений Конвенции ее участникам не нужно заключать между собой двух- или многосторонние договоры за исключениями, прямо предусмотренными Конвенцией. К таким исключениям относится, в частности, автоматический обмен информацией.
На сегодня Украина не имеет ни одного соглашения с другой страной, которая предусматривает автоматический обмен информацией в налоговых целях.
Выводы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствуют о том, что деятельность соответствующих государственных органов стран — членов ОЭСР по обмену финансовой учетной информацией в налоговых целях существенно повышает уровень добровольного декларирования и уплаты налогов на доходы, полученные за рубежом (по подсчетам ОЭСР, в бюджеты стран — членов ОЭСР за период с 2009 года поступило 37 млрд евро в результате добровольного раскрытия налогоплательщиками информации о своих активах и доходах за рубежом).
В связи с этим в международном сообществе наблюдается тенденция к распространению автоматического обмена информацией в налоговых целях, которая проявилась в принятии в этом году Советом ОЭСР Стандарта относительно автоматического обмена финансовой информацией по налоговым делам. Данным документом предусмотрено, что обмен информацией осуществляется за годовой период в течение девяти месяцев со дня окончания года, за который предоставляется информация.
Страны — участницы G20 планируют до конца 2015 года начать между собой автоматический обмен финансовой учетной информацией. Об этом говорится в Санкт-Петербургской декларации лидеров «Группы двадцати».
Однако Украина не заявила о своей готовности придерживаться указанного Стандарта. Более того, следует отметить, что на фоне тотальной борьбы в мире с офшорными технологиями, которые существенно уменьшают доходы бюджета любой страны, Украина до недавнего времени лишь имитировала этот процесс.
Но с учетом евроинтеграционного вектора движения Украины, заданного новым руководством страны, возможно, позиция Украины относительно автоматического обмена информацией в налоговых целях изменится.
Кроме того, принимая во внимание информацию ОЭСР о размере налогов, поступающих в связи с применением некоторыми странами механизма автоматического обмена информацией в налоговых целях, можно констатировать, что для Украины такой шаг будет иметь гораздо большее значение в части наполнения бюджета, чем все меры, предпринимаемые правительством, Президентом и парламентом, особенно сейчас, когда страна находится на грани финансово-экономического кризиса.
Дополнительно отметим положения действующего законодательства Украины относительно обмена и использования налоговой информации, полученной от компетентных органов иностранных государств, а именно:
— согласно подпункту 72.1.4 пункта 72.1 статьи 72 Налогового кодекса Украины, информация, поступившая от органов власти других государств может быть использована для информационно-аналитического обеспечения деятельности контролирующего органа;
— приказом Министерства финансов Украины от 30 ноября 2012 года № 1247, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25 декабря 2012 года под № 2171/22483, утвержден Порядок обмена налоговой информацией по специальным письменным запросам с компетентными органами иностранных государств.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в случае имплементации Украиной механизма автоматического обмена налоговой информацией, с одной стороны, увеличатся поступления в государственный бюджет, а с другой — появятся проблемы для резидентов Украины, которые хранят свои деньги за границей. Но пока каких-либо действий, направленных на реализацию указанных мероприятий, руководство государства не осуществляет.
СЕЛИВАНОВ Михаил — адвокат, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…