Военной — положение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (870) » Военной — положение

Военной — положение

Восстановительные работы — это то, чем периодически занимаются отечественные законодатели. Очередной нормотворческой реанимацией стало возвращение к институту военных прокуроров. 14 августа с.г. Верховный Совет Украины принял за основу и в целом Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» относительно создания военных прокуратур» (22 августа он был подписан Президентом Украины), которым предусматривается восстановление в структуре органов прокуратуры данного института, от которого Украина отказалась два года назад. Напомним: 13 апреля 2012 года принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Уголовного процессуального кодекса Украины», пунктом 13 которого в Закон Украины «О прокуратуре» внесены изменения, в частности исключены положения относительно военных прокуратур.

Сейчас в системе органов прокуратуры Украины действуют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в военной сфере. Однако их территориальная структура, принципы комплектования и организационные основы деятельности, по мнению законодателей, не соответствуют степени нынешних угроз государству в области обороны. Поэтому парламентарии и решили вернуть военные прокуратуры, внеся соответствующие изменения в Закон Украины «О прокуратуре». В частности, статья 13, которая определяет систему органов прокуратуры, дополнена новыми частями. Данными положениями предусмотрено, что в структуру военной прокуратуры входит Главная военная прокуратура (на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры Украины), военные прокуратуры регионов (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов, в случае необходимости могут образовываться отделы за счет штатной численности этих прокуратур. Кроме того, новые нормы содержат оговорку, что в случаях, когда в силу исключительных обстоятельств на определенных административно-территориальных единицах не действуют органы прокуратуры Украины, которые должны осуществлять там надзор, выполнение их функций может возлагаться на военные прокуратуры по решению Генерального прокурора Украины. Прерогативой последнего является также образование, реорганизация и ликвидация военных прокуратур, определение их статуса, компетенции, структуры и штата.

Также законодатели предусмотрели особую процедуру подбора кадров военной прокуратуры: военные следователи, в отличие от следователей обычной прокуратуры, могут быть назначены на должность без прохождения стажировки даже при отсутствии опыта практической работы по специальности. Так, в новой статье 461 Закона Украины «О прокуратуре» прописано, что военными прокурорами и следователями назначаются граждане из числа офицеров, проходящих военную службу или находящихся в запасе, которые имеют высшее юридическое образование. В отдельных случаях по приказу Генерального прокурора Украины на должности прокуроров и следователей военных прокуратур могут быть назначены лица, которые не являются военнослужащими и не находятся в запасе, но соответствуют требованиям статьи 46 настоящего Закона.

Военнослужащие военных прокуратур в своей деятельности должны руководствоваться Законом Украины «О прокуратуре» и проходить военную службу в соответствии с Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе» и другими законодательными актами Украины, которыми установлены правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское и другие виды обеспечения, предусмотренные законодательством для лиц офицерского состава Вооруженных Сил Украины. При этом в заключительных положениях принятого Закона установлено, что на прокуроров и следователей военных прокуратур, которые не являются военнослужащими, в случае выполнения ими полномочий в районах проведения антитеррористических операций распространяются социальные гарантии, предусмотренные для военнослужащих военных прокуратур.

Примечательно, что в пояснительной записке к данной законодательной инициативе отмечается, что предложенные изменения «не касаются концептуальных подходов к реформированию органов и не влияют на европейскую перспективу реорганизации указанного государственного института». Но, похоже, пока перспектива комплексного реформирования института прокуратуры — под большим вопросом. Соответствующий проект закона (№ 3541), который был инициирован Виктором Януковичем осенью прошлого года и впоследствии доработан в ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении совместно с европейскими экспертами (подробно об этом «ЮП» писала в № 21 от 27 мая 2014 года в материале «Прокурорский обзор»), уже несколько месяцев пылится на парламентской полке. И судя по последней законодательной риторике, концепция реформирования органов прокуратуры изменилась. Об этом свидетельствует тот факт, что в тексте проекта закона «Об очищении власти» (№ 4359а), не так давно принятого парламентом в первом чтении, среди прочего предусмотрено, что правительство в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего закона должно разработать и внести на рассмотрение парламента целый ряд законопроектов, в том числе и «О прокуратуре».

Возвращаясь к вопросу военной прокуратуры, следует отметить: некоторые законодатели убеждены, что решение об упразднении этого института было ошибочным. В этом уверен и председатель подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны Комитета Верховного Совета Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Александр Кузьмук. В комментарии нашему изданию он рассказал, что два года назад военные прокуратуры были ликвидированы по безосновательным причинам: дескать, нагрузка на следователей военных прокуратур значительно меньше, чем на представителей гражданских. «Специфика военных преступлений, нарушений военного правопорядка требует определенной квалификации и знаний. И военные прокуроры, помимо специального юридического образования, получили еще и общее военное. Поэтому мотивация ликвидации этого института, основанная на том, что у следователей военных прокуратур меньше дел, чем у гражданских, надумана. Ведь одним из главных заданий прокуратуры является профилактика преступлений. А следователь военной прокуратуры работает совместно с командиром воинской части, проводя большую профилактическую работу», — отмечает г-н Кузьмук, добавляя, что практика показала: такая оптимизация негативно отразилась на уровне преступности в Вооруженных Силах.

Вместе с тем парламентарий ратует также за возвращение и военных судов. Напомним, что от этого института Украина отказалась еще четыре года назад в связи с принятием Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Официально военные суды прекратили свою работу с 15 сентября 2010 года. «Мы должны вернуть то, что мы ликвидировали. Поскольку сделали это по надуманным причинам», — резюмирует Александр Кузьмук.

Позитивно оценивает предложенную законодателем оптимизацию деятельности органов прокуратуры и адвокат Ярослав Зейкан. «Действительно, у прокуроров, которые занимаются военными преступлениями, специфика особая. И сейчас военная тематика для Украины актуальна как никогда: мы должны строить свою армию. Поэтому инициатива возврата  института военной прокуратуры вполне оправдана», — уверяет наш собеседник. А вот «реанимировать» военные суды, по убеждению г-на Зейкана, не стоит: сейчас с их задачами успешно справляются общие суды.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Декларация независимости

VOX POPULI

Государство и юристы

Модель кадров

Проще бывает

АТОмная реакция

Решение и задачи

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяются правила оценочной деятельности

Передачу активов чиновников урегулируют по-новому

Взыскать ущерб, причиненный работодателю, станет сложнее

Государство и юристы

Военной — положение

Документы и аналитика

Денежное удовольствие

Бред курения

Обменный курс

Неделя права

Судей проверяют

Наследование онлайн-аккаунтов

Нельзя заочно признать должника невыездным

Пункты передачи

Гоночное ускорение

Оформительные заботы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ частично удовлетворил кассацию «Укрпроминвеста»

У МОН Украины отсутствовала компетенция созывать съезд юрвузов, считает суд

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» выступила советником группы «Феррэкспо» в трех сделках по экспортному финансированию

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник по первой успешной реструктуризации еврооблигаций в банковском секторе Украины в 2014 году

МЮФ Baker & McKenzie консультирует Европейский инвестиционный банк по вопросу предоставления кредита «Укрзализныце»

Отрасли практики

Без меня меня лишили

Идем на арбитраж!

Согласный знак

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Очищение власти

Решения недели

Судебная практика

Спецзнаний не надо

Доказательства есть

Ошибка не повлияла

Самое важное

Форс-мажорные долги

Будущее бремя

Три года спустя

Легальный ракурс

Судебная практика

Соглашение в процессе

ТВ — фронт

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность за нарушения сроков рассмотрения судебных дел

Судебная практика

Занимательная история

Неспособность обеспечить

Судебная практика

Судебные решения

Особенности заключении договора о зачете однородных встречных требований

Судебная практика

Судебная защита

Проверка за компанию

Тема номера

Синхронный переход

Фактор прироста

Земельная уценка

Частная практика

Корпоративный стимул

Монопольное продолжение

Юридический форум

Поражение «вне игры»

Інші новини

PRAVO.UA