Проверка за компанию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (870) » Проверка за компанию

Проверка за компанию

Контроль государства за компаниями государственного сектора экономики — процесс вполне объяснимый: как и любой другой акционер, государство должно владеть ситуацией относительно реального положения дел на предприятии, которое создало или в котором имеет существенную долю. Согласно части 1 статьи 63 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины, государственным является предприятие, действующее на основании государственной собственности. Но есть еще и смешанные предприятия, образованные путем объединения нескольких видов собственности. В соответствии со статьей 22 ХК Украины к предприятиям государственного сектора экономики относятся субъекты хозяйствования, действующие либо полностью на основании государственной собственности, либо если доля государства в их уставе превышает 50 % или составляет величину, обеспечивающую государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов.

Экономическая деятельность таких предприятий может быть проверена, помимо прочих органов, еще и Государственной финансовой инспекцией Украины (ранее данный госорган назывался Государственной контрольно-ревизионнй службой) с вынесением соответствующего решения.

Но есть компании, акционерами которых являются компании, созданные на основе имущества других предприятий, принадлежащих к государственному сектору экономики. Может ли их деятельность проверять Госфининспекция?

Ответ на этот вопрос дан в постановлении Верховного Суда Украины от 8 июля 2014 года по делу № 21-55а14 по иску ОАО «У» к Главному контрольно-ревизионному управлению Украины (КРУ) о признании противоправными действий и отмене требований. Истец просил признать противоправными действия КРУ по проведению проверки вопросов, составлению требований об устранении выявленных нарушений законодательства по вопросам сохранения и использования государственной собственности и финансов, признать противоправными и отменить данные требования.

В обоснование исковых требований ОАО «У» указало, что образовано оно на базе производственного объединения «У» во исполнение Указа Президента Украины от 15 июня 1993 года «О корпоратизации предприятий» и в соответствии с Положением о порядке корпоратизации предприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 июля 1993 года.

Постановлением КМУ от 25 мая 1998 года № 747 создана Национальная акционерная компания «Н» (НАК), уставный фонд которой сформирован, в частности, путем передачи ему пакетов акций, оставленных в государственной собственности, открытых акционерных обществ, согласно перечню, среди которых и ОАО «У».

По поручению КМУ от 2 апреля 2010 года и на основании писем председателя НАК ревизионная группа сотрудников КРУ с 6 апреля по 1 июня 2010 года провела ревизию финансово-хозяйственной деятельности истца за период с 1 января 2008 года по 1 апреля 2010 года, по результатам которой составлен акт ревизии и направлены оспариваемые требования.

По мнению истца, КРУ, осуществляя указанную ревизию финансово-хозяйственной деятельности, вышло за пределы полномочий, предусмотренных Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе на Украине» (Закон о КРУ), поскольку ОАО «У» не относится к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики и за проверяемый период времени не использовало в своей хозяйственной деятельности государственное имущество.

Окружной административный суд г. Киева постановлением от 31 марта 2011 года, оставленным без изменений определениями Киевского апелляционного административного суда от 13 декабря 2011 года и Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 22 октября 2013 года, исковые требования удовлетворил.

Суды исходили из противоправности действий КРУ по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности ОАО «У» и составлению требования по ее результатам с учетом того, что орган контрольно-ревизионной службы по отношению к истцу, который не является субъектом хозяйствования государственного сектора экономики в понимании статьи 22 ХК Украины, то есть не является подконтрольным в понимании статьи 2 Закона о КРУ, имел право совершать действия, направленные на проверку только той части деятельности истца, которая связана с использованием, сохранением государственного или коммунального имущества или средств. Принадлежащий государству пакет акций ОАО «У» в размере 50 % акций плюс одна акция был передан в уставный фонд НАК, поэтому в соответствии с положениями статьи 12 ХК Украины владельцем указанного пакета акций и акционером является НАК, а не государство, что подтверждено сертификатом на акции.

Обращаясь в ВСУ, заместитель Генерального прокурора Украины ставит вопрос о пересмотре постановления суда кассационной инстанции на основании неодинакового применения статьи 12 Закона Украины «О хозяйственных обществах» (Закон о хозобществах), статьи 22 ХК Украины и статьи 2 Закона о КРУ, его отмене и направлении дела на новое кассационное рассмотрение.

Принимая решение по настоящему делу, ВСУ исходил из следующего.

В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Закона о КРУ главной задачей КРУ является осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой прозрачности в том числе и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.

Из содержания статьи 22 ХК Украины следует, что одним из обязательных условий отнесения того или иного юридического лица к категории субъектов хозяйствования государственного сектора экономики является наличие в уставном фонде такого субъекта доли государства. При этом доля государства в уставном фонде такого субъекта должна превышать 50 % или предоставлять государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность субъекта.

НАК создана на основании постановления КМУ на базе предприятий целой отрасли во исполнение Указа Президента Украины. Согласно уставу НАК, основателем компании является государство в лице КМУ, акционером — государство.

Часть 8 статьи 10 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» устанавливает подход к управлению государственными корпоративными правами, согласно которому корпоративные права государства, переданные уполномоченным лицам в управление, не могут быть отчуждены из государственной собственности без разрешения КМУ. В отношении них не могут совершаться действия, следствием которых может быть отчуждение этих корпоративных прав из госсобственности. Отчуждение корпоративных прав государства осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам приватизации.

Анализ указанных норм материального права позволил ВСУ сделать вывод, что если акции, права на которые на предприятии государственного сектора принадлежат государству, передаются в управление другому предприятию государственного сектора экономики, предприятие, которое передало акции, в соответствии со статьей 22 ХК Украины не утрачивает статус предприятия государственного сектора экономики и его деятельность может быть проверена КРУ.

Таким образом, ВСУ определение ВАСУ от 22 октября 2013 года отменил, а дело направил на новое кассационное рассмотрение.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Декларация независимости

VOX POPULI

Государство и юристы

Модель кадров

Проще бывает

АТОмная реакция

Решение и задачи

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяются правила оценочной деятельности

Передачу активов чиновников урегулируют по-новому

Взыскать ущерб, причиненный работодателю, станет сложнее

Государство и юристы

Военной — положение

Документы и аналитика

Денежное удовольствие

Бред курения

Обменный курс

Неделя права

Судей проверяют

Наследование онлайн-аккаунтов

Нельзя заочно признать должника невыездным

Пункты передачи

Гоночное ускорение

Оформительные заботы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ частично удовлетворил кассацию «Укрпроминвеста»

У МОН Украины отсутствовала компетенция созывать съезд юрвузов, считает суд

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» выступила советником группы «Феррэкспо» в трех сделках по экспортному финансированию

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник по первой успешной реструктуризации еврооблигаций в банковском секторе Украины в 2014 году

МЮФ Baker & McKenzie консультирует Европейский инвестиционный банк по вопросу предоставления кредита «Укрзализныце»

Отрасли практики

Без меня меня лишили

Идем на арбитраж!

Согласный знак

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Очищение власти

Решения недели

Судебная практика

Спецзнаний не надо

Доказательства есть

Ошибка не повлияла

Самое важное

Форс-мажорные долги

Будущее бремя

Три года спустя

Легальный ракурс

Судебная практика

Соглашение в процессе

ТВ — фронт

Судебная практика

Судебные решения

Ответственность за нарушения сроков рассмотрения судебных дел

Судебная практика

Занимательная история

Неспособность обеспечить

Судебная практика

Судебные решения

Особенности заключении договора о зачете однородных встречных требований

Судебная практика

Судебная защита

Проверка за компанию

Тема номера

Синхронный переход

Фактор прироста

Земельная уценка

Частная практика

Корпоративный стимул

Монопольное продолжение

Юридический форум

Поражение «вне игры»

Інші новини

PRAVO.UA