Живем, пребываем или преимущественно находимся? Если искать ответы на заданные вопросы, приходит понимание, что зачастую ответа в законодательстве нет или он указан так, что трактовать его можно как угодно.
Несвобода передвижения
Внутренне перемещенных лиц сейчас в стране предостаточно. Еще в мае возник вопрос о голосовании на президентских и парламентских выборах. Как реализовать свое право? Парламентские выборы показали, что отдать свой голос по месту пребывания возможно лишь по пропорциональной системе. Мажоритарная недоступна. Однако не везде — закон регламентировал лишь отсутствие такой возможности на участковых избирательных участках, но не коснулся специальных. Поэтому те, кто находился в больнице либо в СИЗО, смогли проголосовать, получив в руки два бюллетеня.
Таким образом, существует вопрос: почему в нашем законодательстве термины «место пребывания», «место жительства» используются таким образом, что зачастую нарушают права, предусмотренные международными актами, Конституцией Украины. Речь идет, например, о выборах в органы местного самоуправления. Статьей 30 раздела V Закона Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, городских советов и сельских, поселковых, городских председателей» от 10 июля 2010 года предусмотрено, что списки избирателей формируются по адресу места проживания лица.
Согласно Закону Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания на Украине» от 11 декабря 2003 года (в редакции, действовавшей до 2 сентября 2014 года), местом проживания считалась административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком более шести месяцев в году. То есть если вы зарегистрировались за четыре месяца до выборов в местные советы, соответственно, вы не попадали в списки избирателей по новому месту жительства и лишались права голосовать. Внесенные изменения существенно расширили возможность реализации гражданами права на участие в выборах. Получается, что выбирая, например, мэра города, с одной стороны, вы можете его избирать, проживая менее шести месяцев в населенном пункте, с другой — как участвовать в выборах депутатов местных советов и мэров городов, если вы проживаете временно и фактически не участвуете в жизни территориальной общины? Кроме того, не упразднен термин «место пребывания», да еще и в новой редакции статьи 3 Закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания на Украине» появилась дефиниция «регистрация», которая увела нас от анахронизма в виде прописки, однако она имеет ряд особенностей, является обязательной и не позволяет гражданам, ее не имеющим, все же реализовать свое право на выбор. В этой связи, на мой взгляд, необходимы изменения в законодательстве.
Скрытые коллизии
Системный анализ использования данных терминов в тех или иных нормативных актах показывает, что они фактически противоречат друг другу по сути. Применение терминов и дефиниций различно, потому как носит межотраслевой характер, что не позволяет одинаково регулировать общественные отношения и как следствие — обеспечить единые условия для реализации гражданами своих прав и обязанностей.
Например, понятие «место жительства» в одних случаях понимается как жилое помещение, в других — как населенный пункт (к такому мнению пришел Конституционный Суд Украины в своем решении по конституционному представлению 45 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины положений пункта 2 статьи 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 28 сентября 2000 года). Соответственно, в зависимости от трактовки термина каждый нормативный акт сужает или расширяет правоприменение в каждом конкретном случае. Тот факт, что позиция Конституционного Суда Украины противоречит действующему Гражданскому кодексу, а именно — статье 29, можно лишь оправдать наличием так называемой скрытой коллизии — различного содержания одинаковых по сути терминов, — которая была применена для урегулирования конфликтной ситуации, связанной с приватизацией государственного жилищного фонда.
Однако в юридической науке и национальном законодательстве это же понятие достаточно часто используется как «место регистрации», что приводит к новому витку непонимания, различной трактовке термина «место жительства» и как следствие — его применения. Зависимость реализации прав от регистрации по месту жительства или месту пребывания приводит к тому, что не все граждане в полной мере могут пользоваться своими правами, свободами и исполнять обязанности как граждане государства. Статья 1 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года дает определение местожительства физического лица — предпринимателя: «Место жительства физического лица — жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, отель и т.п.) в соответствующем населенном пункте, где физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, расположенное по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом — предпринимателем». Как видно из данной статьи, понятие «место жительства» трактуется еще шире, чем в иных нормативных актах, хотя институт регистрации определяет лишь фиксацию постоянного или преобладающего местожительства гражданина.
Привязка к жилью
Тем не менее, являясь обязанностью, а не правом, понятие «регистрация» фактически расширяет сферу действия гражданско-правовых методов регулирования отношений, хотя и привязывает гражданина исключительно к жилому помещению. Такая конкретизация отражается и на других важных аспектах, таких как подача заявления о вступлении в наследство. Согласно статье 1221 Гражданского кодекса Украины, местом открытия наследства является последнее место проживания наследодателя. Однако нотариус потребует у вас справку о регистрации по адресу жилого помещения наследодателя, что и станет подтверждением места открытия наследства. Вместе с тем регистрация по месту пребывания не будет принята в подтверждение места открытия наследства. Такой вопрос уже будет решаться либо по месту нахождения имущества, либо в судебном порядке. А как, например, определить подсудность? Обратимся к Гражданскому процессуальному кодексу Украины, а именно — к статье 109: «Иски к физическому лицу предъявляются в суд по зарегистрированному в установленном порядке месту его проживания или по зарегистрированному в установленном законом порядке месту его пребывания». То есть фактически используется понятие «регистрация», включающее в себя как место жительства, так и место пребывания. Кодекс административного судопроизводства Украины таким образом определяет подсудность в части 2 статьи 19: «Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также деятельности или бездействия субъектов властных полномочий, которые приняты в отношении конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном порядке месту проживания (пребывания, нахождения) этого лица — истца или судом по месту нахождения ответчика». Трактовка более широкая, включающая место нахождения. Однако к унификации процессуального законодательства хотя бы в этой части мы придем не скоро, как и не перестанем использовать различные трактовки одного и того же термина в зависимости от отрасли права и правоотношений. До тех пор неустраненная коллизия и множественность подходов к трактовке и использованию термина «место жительства» будут камнем преткновения в реализации прав, свобод и обязанностей граждан страны.
ШЕЙКО Вольга — юрист ЮФ «Астерс», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…