Статья 89 Конституции Украины наделяет парламент правом определять комитеты Верховного Совета Украины, задачи которых заключаются в законопроектной работе, подготовке и предварительном рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции парламента.
Количество комитетов и сферу компетенции каждого парламент определяет по своему усмотрению. Как правило, количество комитетов варьируется в пределах 20–30. Верховный Совет Украины VIII созыва создал 27 комитетов и одну специальную контрольную комиссию по вопросам приватизации. Их полный перечень изложен в постановлении № 22-VIII от 4 декабря 2014 года, а приложением к названному постановлению определены предметы ведения этих комитетов.
Среди всех 27 комитетов наиболее привлекает внимание Комитет по вопросам правовой политики и правосудия (Комитет), в юрисдикцию которого входят:
— конституционное законодательство;
— внесение изменений в Конституцию Украины и Конституцию Автономной Республики Крым;
— конституционное судопроизводство; правовой статус Конституционного Суда Украины; статус судей КСУ;
— оценка соответствия законопроектов и проектов других актов Верховного Совета Конституции Украины;
— стандарты нормотворческой деятельности и планирование законодательной деятельности Верховного Совета;
— правовой статус Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и их членов, Государственной судебной администрации Украины;
— судоустройство, статус судей, избрание на должности судей бессрочно, увольнение судей, предоставление согласия на задержание или арест судей и обеспечение деятельности судов;
— законодательное обеспечение организации и порядка проведения выборов и референдумов;
— правовой статус Центральной избирательной комиссии; членов ЦИК;
— законодательное обеспечение деятельности Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти;
— статус и деятельность политических партий, общественных объединений;
— исполнение решений Европейского суда по правам человека;
— организация и деятельность органов юстиции, исполнительной службы, нотариата;
— гражданское законодательство; административное законодательство; гражданское, хозяйственное и административное судопроизводство (процессуальное законодательство);
— оказание правовой помощи гражданам, регулирование организации и деятельности адвокатуры;
— судебная экспертиза;
— международный коммерческий арбитраж, третейское судопроизводство, медиация.
Фактически в парламенте этого созыва произошло объединение трех комитетов — правовой политики, правосудия и государственного строительства (частично) в один для решения ключевых государственных вопросов. Именно на его заседаниях будут искать баланс полномочий всех ветвей власти, определять векторы развития ключевых государственных институтов, искать ответы на глобальные правовые вопросы. Есть надежда, что будет минимизирована вероятность принятия взаимоисключающих законов в части полномочий органов. Особенно это актуально ввиду грядущего глобального реформирования, которое затронет все элементы правовой системы государства, анонсированного Президентом Украины при вступлении в должность. Это как минимум конституционная, судебная реформы и реформа адвокатуры, а также изменения в другие правовые институты.
Но это касается вопросов, по которым правовой Комитет является главным. Однако куда больше работы Комитету предвидится в связи с полномочием «оценка соответствия законопроектов и проектов других актов Верховного Совета Конституции Украины». Поскольку парламент принимает исключительно правовые акты, создающие правовые нормы или имеющие правовые последствия только в рамках действующего конституционного правового поля, то каждый документ, выносимый на голосование в сессионный зал, должен иметь заключение правового Комитета на предмет соответствия Основному Закону. Исходя из этого, Комитету предстоит работать не просто регулярно, а максимально оперативно.
Напомним, что по состоянию на сегодня в состав Комитета вошли 32 народных депутата, представляющие все политические силы, сформировавшие Верховный Совет Украины VIII созыва, преимущественное их большинство имеют высшее юридическое образование и немалый опыт работы в сфере права. Председателем комитета избран Руслан Князевич, первым заместителем председателя — Леонид Емец, заместителями председателя — Сергей Алексеев и Василий Яницкий, а секретарем — Андрей Лозовой.
С одной стороны, такая численность Комитета (больше депутатов изъявили желание работать только в Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики — 33), обнадеживает, что законопроекты будут тщательно изучаться до вынесения на заседание комитета, поскольку каждый депутат, ответственный за то или иное направление деятельности, получит возможность качественно и всесторонне проработать вопрос. С другой стороны, минимальный кворум для заседаний комитета составляет 17 депутатов, а столько парламентариев не всегда можно оперативно собрать. Однако пока Комитет демонстрирует отличную производительность труда и иногда работает по выходным либо собирается на свои заседания буквально за десять минут.
Но это технические нюансы, которые наработаются в процессе деятельности. Повышенное внимание именно к сфере полномочий правового Комитета. С одной стороны, имеются опасения, что его полномочия чрезвычайно велики, и потому есть риск замещения этим Комитетом остальных. С другой — заседания Комитета можно назвать своеобразной генеральной репетицией перед вынесением вопроса в сессионный зал. Каким окажется Комитет на самом деле, покажет только практика. Вместе с тем надо отметить, что в парламенте многих государств есть такого рода основной правовой комитет, заключения которого являются предопределяющими для судьбы большинства законов. Например, в Бундестаге Федеративной Республики Германия правовой комитет не просто дает заключения по всем законопроектам, но и контролирует выполнение программы деятельности правительства, сотрудничает с общественными институтами для обсуждения предлагаемых поправок, готовит качественные экспертные заключения. Что же, формально и Комитет по вопросам правовой политики и правосудия Верховного Совета Украины можно будет назвать соответствующим мировой практике, остается надеяться, что и в своей работе он будет соответствовать лучшим европейским традициям.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…