Генеральный партнер 2019 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Потеря бремени

Рубрика Акцент
Как упростить систему регистрации и наверстать упущенное, рассказал грузинский эксперт Джаба Эбаноидзе
Украина напоминает Грузию до 2004 года, но уровень развития IT-сектора позволяет пройти путь реформ быстрее — Джаба ЭБАНОИДЗЕ

Реформой отечественной регистрационной системы будет заниматься грузинский эксперт Джаба Эбаноидзе, занявший пост советника министра юстиции Украины. Осуществив налоговую и регистрационную реформы в Грузии, он намерен использовать полученный опыт на Украине.

В интервью «ЮП» Джаба Эбаноидзе рассказал, почему Укргосреестр как автономный орган нужно ликвидировать, а также о том, как упростить работу регистраторам и повысить качество обслуживания граждан.

 

— Каким образом вы хотите изменить регистрационную систему Украины?

— В первую очередь хотим, чтобы система работала в интересах граждан Украины и была ориентирована на нужды потребителя. Необходимо сделать так, чтобы желающие получить административные услуги подавали заявку не дольше пяти минут. Все, включая эти временные критерии, мы прописываем на уровне Концепции реформы регистрационной системы Украины (Концепция). Также хотим, чтобы некоторые документы можно было получить посредством Интернета. Нужно, чтобы информация, хранящаяся в регистрационной службе, была открыта, и ею пользовались журналисты, неправительственные организации и каждый гражданин. Это поможет искоренить коррупцию не только в сфере регистрации, но и в обществе в целом.

 

— Какие средства достижения этих целей?

— У нас есть опыт реформ в Грузии. Безусловно, мы будем разрабатывать украинскую версию осуществленных изменений. Я вижу, что правительство очень заинтересовано в реформах.

Первый аспект — разделение процесса работы на фронт- и бэк-офисы. Сегодня регистраторы принимают заявки, они же консультируют, принимают решения и выдают документацию. Регистраторы сами напрямую общаются с гражданами: это позволяет договориться в том числе и о получении взятки. Регистраторы теряют массу времени на технические вещи, которые может сделать любой стажер. Во фронт-офисах будут работать молодые сотрудники, занимаясь простыми делами: принятием заявок, сканированием и выдачей документов. Регистраторы будут находиться в бэк-офисах, расположенных в другом месте, занимаясь исключительно регистрацией и рассмотрением документов, полученных от «фронтов».

Функции регистрации должны возлагаться на Минюст, а функции фронт-офисов будут переданы органам местного самоуправления. В ряде регионов Украины уже работают центры по предоставлению административных услуг. Нужно им позволить работать в качестве фронт-офисов. Также мы рассчитываем включить в эту сферу частный сектор.

 

— В какой форме?

— Функции частных «фронтов» способны выполнять нотариусы, банки, брокеры, маклеры, юристы, адвокаты, риэлторы и компании, готовящие кадастровые карты. Все они — активные участники рынка недвижимости. Их бизнес связан с процессом регистрации. Они смогут предоставлять услуги по принципу «единого окна». Дополнительные услуги позволят привлекать больше клиентов.

 

— Каким образом будут регулироваться тарифы на услуги частных лиц?

— Есть несколько подходов. Один из них — грузинский, состоящий в том, что за эти дополнительные услуги деньги не берутся. Но не могу сказать, что это хорошо. На Украине мы предлагаем, чтобы при осуществлении оплаты все участники процесса получали долю из этой суммы. Например, орган, занимающийся регистрацией (в структуре Минюста) получает 50 % от суммы. Они идут в спецфонд для поощрения регистраторов. 30 % при этом направляются лицам, выполняющим роль фронт-офиса, а оставшиеся 20 % —держателю реестра, например ГП «Госинформюст».

Это не приведет к подорожанию услуг. Также будет установлена дифференциация оплаты. Если кто-то хочет получить услугу в стандартные сроки, цены останутся такими же, как и сегодня. Но мы предлагаем ввести ускоренные сервисы: если кто-то захочет «поторопить» — плата будет в разы выше. Вместо того чтобы давать взятку за ускоренное рассмотрение, давайте установим повышенную цену за услугу.

 

— Сколько таких бэк-офисов планируется создать и как будет строиться их работа?

— Чем больше централизация, тем лучше. Думаю, что сначала у нас будет один бэк-офис на областном уровне. Представим, что в каждой области есть десять районов, в которых работают два-три регистратора. В действительности в одном районе все сидят без дела, а в другом районе — «завал». С помощью централизации у нас получится собирать все заявки и перераспределять их равномерно, в том числе посредством электронной системы. Чем больше в одном месте работает регистраторов, тем удобнее вводить специализацию по отдельным направлениям. Одни будут заниматься более простыми категориями дел, а другие — более сложными. Через время можно делать ротацию: люди, проявившие свою квалификацию, перейдут к более серьезным делам. Это станет стимулом в работе.

 

— А что мешает установить контакт с руководителем бэк-офиса и склонить его к коррупции?

— Конечно, не исключаю таких случаев. Все действительно могут знать, где находится бэк-офис и кто его начальник. Мы не можем знать точно, кто с кем общается в неформальном порядке. Нужен контроль качества, чтобы отслеживать, увеличивается ли количество приостановлений рассмотрения дел и т.д. Но сегодня регистраторы даже контролируют число заявок и диктуют гражданам, в какой форме и как их подавать. Если заранее не договоришься, трудно даже подать заявку. Граждане должны получить возможность подавать заявки из возможно большего числа точек. Как только мы создадим ускоренный сервис, такая проблема отойдет в сторону. У регистратора будет в голове одна мысль — успеть все вовремя: за рассмотрение этих заявок уже уплачено, и по ним приоритетно нужно принять решение. Времени «договариваться» не останется.

 

— Могут ли быть злоупотребления и ошибки со стороны частных фронт-офисов?

— Если я какой-то документ с ошибкой подсуну чиновнику, и он либо не заметит, либо заметит и исправит, то вся ответственность возлагается на чиновника. С помощью электронной системы мы сможем видеть, кто и когда принял документ и отправил его. В Грузии мы не можем назвать примеров мошенничества. Если мы заметим какие-то проблемы, то на второй же день лишим ответственное лицо доступа к системе.

 

— В каком состоянии пребывает Украина по сравнению с Грузией?

— На том уровне, в каком Грузия пребывала до 2004–2005 годов. Но на Украине есть большая возможность проводить реформы по-быстрому. У вас очень хорошо развит IT-сектор, которого в Грузии тогда почти не было. Все программы, разработанные для регистрации, делались нами же. Думаю, если бы у нас были такие сильные компании, как на Украине, мы бы сделали реформу в своей стране всего за два года.

 

— Как усовершенствование системы повлияло на деловую активность?

— Нельзя сказать, что от хорошей регистрационной системы увеличивается число трансакций. Это зависит от экономического развития страны. Но могу сказать, что в 2006 году всего было 250 заявок, а в 2007-м, когда экономика поднялась в связи с увеличением инвестиций, за день поступало 1500 заявок. Если бы мы тогда не были готовы к этому с помощью реформ, система просто бы остановилась.

Для 2005 года типичной была такая ситуация. В Грузию приезжает инвестор и хочет построить торговый центр, но на этом месте десять участков. Нужно узнать, кто владельцы. Приходилось нанимать юридическую фирму, которая в течение шести месяцев добывала информацию. Но когда мы открыли все данные (к примеру, кадастровая карта Тбилиси выложена в Интернете), юристы смогли делать то же за одну неделю. Для инвесторов это положительный момент.

 

— А для юристов наоборот…

— Да, некоторые компании были недовольны тем, что мы у них забрали заработок. Пускай перестраиваются на новые сервисы. Разве стоит «мучить» граждан ради того, чтобы юристы хорошо зарабатывали? Нет, так нельзя. Легкий доход исчезает, но сами же юристы потом будут довольны. Если есть нормальный клиент, который платит деньги, и юристы получают всю необходимую информацию, не выходя из офиса, то почему нет?

 

— Как оцениваете реформы, которые проводились на Украине?

— Передача функций по регистрации нотариусам — это положительный шаг. На Украине очень много частных нотариусов и нужно было их использовать. Необходимо расширить их полномочия — разрешить регистрировать право собственности на новостройки и т.д.

 

— Согласны ли вы с решением о ликвидации Укргосреестра?

— Да, я поддерживаю систему, когда служба работает автономно под контролем Минюста. Но на этом этапе система самофинансирования так и не заработала. На местном уровне — двойное подчинение работникам службы и министерства. Сэкономленные после оптимизации средства будут распределены между оставшимся сотрудниками: люди, занятые делом, получат больше. Если мы видим, что у сотрудника нет потенциала, мы вынуждены его уволить. Мы будем привлекать выпускников вузов. Чем меньше опыта работы в прежней системе, тем лучше.

 

(Беседовал Виталий ДУДИН,

«Юридическая практика»)

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.

Содержание

VOX POPULI

Государство и юристы

Залог в реформу

Акцент

Потеря бремени

В фокусе

Общественное начало

Государство и юристы

Предлагать усилия

Государство и юристы

Новости законотворчества

Условия создания политпартий могут уточнить

Призыв к уклонению от службы предлагают считать преступлением

Судебную люстрацию усовершенствуют

Государство и юристы

Заочное отдаление

Очевидное и вероятное

Один на всех

Удаленный доступ

Тон модели

Книжная полка

Защитное уравнение

Неделя права

Промежуточные результаты

Неделя права

Новости из-за рубежа

Добросовестный приобретатель

Неделя права

Доказательное выступление

Попали под ротацию

Новости из зала суда

Судебная практика

Харьковский метрополитен выиграл спор с АМКУ

ООО «Сушия» должно освободить помещение в центре столицы

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮГ AstapovLawyers получила высокое признание от DealMakers

Учреждена Ассоциация профессионалов корпоративной безопасности Украины

ЮГ LCF защитила права завода 410 ГА в споре с авиакомпанией «Хорс»

ПЮА «Дубинский и Ошарова» — золотой победитель World Trademark Review 1000 2015 года

ЮФ «Лавринович и Партнеры» — среди лучших налоговых консультантов издания Tax Directors Handbook

Д. Гадомский возглавил комитет IT-права Львовского кластера информационных технологий

ЮФ Aequo защитила интересы АО «Реверта»

ЮФ «Астерс» сопровождает выход миноритарных акционеров группы компаний «Ардис»

Украинским юрсоветником по вопросам реструктуризации внешнего долга Украины может стать ЮФ «Авеллум Партнерс»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила интересы клиента в налоговом споре

А. Лукьяненко стал партнером ЮК VB PARTNERS

ЮФ «Гвоздий и Оберкович» сопровождает процесс финансирования и строительства биотопливной электростанции на Украине

Итогом объединения Dentons и Dacheng станет создание крупнейшей юрфирмы в мире

Отрасли практики

Компромиссное решение

Место тысячи слов

ГОСТ закупки

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Судреформа: начало

Самое важное

Спешка не к месту

Коллегиальное изобретение

Методика компромисса

Неподозрительные лица

Судебная практика

Полярное слияние

Пойти на уступку

Пилот для Болгарии

Сквозь призму бремени

Судебная практика

Судебные решения

Суду не обязательно размещать в своем определении полный текст мирового соглашения

Судебная практика

Оспаривание допустимо?

Размытые границы

Судебная практика

Судебные решения

Течение исковой давности прерывается в случае подачи заявления о выдаче судебного приказа

Тема номера

Выписать заключение

Мерный режим

Частная практика

Благотворительный фон

Офисное задание

Мобилизационный план

Другие новости

Slider

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: