Окончание прошлого года в юридической среде сопровождалось дискуссией относительно необходимости открытия реестров на недвижимое имущество как для физических, так и для юридических лиц. Изначально предполагалось, что такой шаг будет иметь в первую очередь антикоррупционный эффект, поскольку предоставит возможность проверять достоверность указанных в декларациях государственными служащими данных о недвижимости. Также предоставление свободного доступа к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество (Государственный реестр прав, Реестр) органам государственной власти, органам местного самоуправления, адвокатам и судьям, физическим и юридическим лицам значительно повысит качество административных услуг.
После принятия парламентом изменений в статью 28 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» стоило ожидать следующих шагов от правительства.
Примечательно, что адвокатов включили в перечень лиц, для которых информация о зарегистрированных правах и их обременениях, содержащаяся в Государственном реестре прав, является открытой, путем внесения соответствующей поправки «с голоса» 14 октября 2014 года в ходе рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей» во втором чтении.
И уже спустя пару месяцев, 24 декабря 2014 года, Кабинет Министров Украины принял постановление «О некоторых вопросах предоставления информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременениях» (постановление № 722), которое вступило в силу с 1 января 2015 года.
Постановлением утверждены порядок доступа должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов Службы безопасности, нотариусов, адвокатов к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество и порядок предоставления информации физическим и юридическим лицам из реестра.
В соответствии с постановлением доступ должностных лиц, судей, адвокатов и нотариусов к Государственному реестру прав и базам реестров предоставляется (прекращается) на основании договора, заключенного между таким пользователем и администратором Государственного реестра прав, исключительно с использованием электронной цифровой подписи. Отметим, что если пользователем является должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления, договор заключается между органом, в котором работает такой пользователь, и администратором Государственного реестра прав. Предположительно, что обязанность заключать соответствующий договор будет возложена на председателей судов.
При отсутствии информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество пользователь использует информацию о зарегистрированных вещных правах из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, об обременении прав — из Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и об ипотеке — из Государственного реестра ипотек по данному объекту.
Во избежание возможных злоупотреблений при получении информации предусматривается, что должностные лица, судьи, адвокаты и другие предусмотренные порядком лица до осуществления поиска сведений о зарегистрированных вещных правах, их обременениях на объект недвижимого имущества вносят в Реестр сведения об основании пользования информацией (нормы закона о возложении на пользователя полномочий, для осуществления которых проводится поиск информации; реквизиты дела, производства, договора о предоставлении правовой помощи, заявления о государственной регистрации прав и их обременений и т.п.).
За пользование Реестром с пользователей взимается плата в зависимости от запрашиваемой информации и субъекта, направившего запрос. В частности, размер платы за предоставление информации предусмотрен соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины от 21 ноября 2014 года № 1204 с изменениями, внесенными постановлением КМУ № 722.
В частности, за предоставление информации в электронной форме взимается плата в размере 17 грн, за предоставление информации из реестра путем непосредственного доступа нотариусов и адвокатов — 51 грн.
Примечательно, при отсутствии в Государственном реестре прав и реестрах информации, в отношении которой осуществляется поиск, плата за ее получение не возвращается.
Несмотря на вступление в силу данного нормативного акта, в полной мере он заработает лишь с 1 октября с.г. До заключения договора о предоставлении доступа и получения электронной цифрой подписи суды, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы доходов и сборов, органы Службы безопасности и другие органы государственной власти (должностные лица) имеют право получать информационную справку из Реестра в бумажной форме относительно объекта недвижимого имущества и субъекта, обладающего правом на него, на основании письменного запроса, форму и требования к которому устанавливает Министерство юстиции. В информационной справке указывается информация, имеющаяся в Государственном реестре прав, в зависимости от содержания запрашиваемой информации.
Отметим, что в настоящее время проект соответствующего договора находится на рассмотрении и согласовании в Министерстве юстиции Украины. В то же время Министерством юстиции Украины разработана форма заявления о предоставлении информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество в форме информационной справки. Данная форма утверждена приказом Минюста «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства юстиции Украины в связи с открытием информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременениях» от 26 декабря 2014 года № 2175/5.
Отметим, что судьи уже не раз обсуждали возможность свободного доступа к реестрам, поскольку если речь идет, например, об обеспечении иска, получать информацию об имуществе следует достаточно оперативно, что в свою очередь позволит в последующем исполнять решения судов, в частности, по имущественным спорам.
Тем не менее сегодня вызывает опасение сам механизм доступа судей к системе. Соответствующая электронная система должна быть четко отлажена и защищена, чтобы судьи могли надлежащим образом осуществлять правосудие. Кроме того, под вопросом остается успешное использование права получения информации из Реестра ввиду ненадлежащего материально-технического обеспечения судов, в первую очередь судов первой инстанции.
Таким образом, несмотря на множество положительных аспектов, сегодня существуют риски возможных злоупотреблений в этой сфере. Вместе с тем есть множество примеров успешного опыта функционирования открытых реестров в мире, но как это будет работать у нас, покажет лишь время.
Запустить механизм
Виталий СЕРДЮК, партнер АО AVER LEX
— На сегодня ситуация с получением адвокатами информации из Реестра фактически не улучшилась. До момента заключения договоров и изготовления электронных подписей можно обращаться в регистрационную службу в письменном виде.
Сейчас возможно получить информацию таким же образом, как это делают физические или юридические лица, то есть путем подачи заявления для предоставления информации из Государственного реестра прав в письменной форме или путем отправки по почте с описью вложения.
На практике регистраторы отказывают адвокату в доступе к информации из реестра, ссылаясь на Закон Украины «О защите персональных данных» или на иные основания.
Кроме того, при подтверждении полномочий представителя путем предоставления договора о правовой помощи в органах регистрационной службы может возникнуть вопрос о прямом указании в договоре полномочий по представлению прав и интересов клиента непосредственно в Государственной регистрационной службе Украины с правом подачи заявлений от имени клиента.
Предусмотренный постановлением КМУ № 722 доступ к Реестру предоставляет много преимуществ при его использовании и упрощает получение необходимой информации. Целесообразно при этом не откладывать реализацию постановления КМУ № 722 и, соответственно, запуск механизма доступа к реестру.
На данный момент отсрочка реализации указанного постановления, вероятно, связана с техническими возможностями ведения Реестра.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…