Украина может ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (МУС) уже осенью этого года. Об этом, в частности, говорили участники круглого стола, посвященного поиску правовых путей ратификации Римского статута, который состоялся 21 января с.г. Организаторами мероприятия выступили профильные парламентские комитеты (иностранных дел, по вопросам прав человека, национальных меньшинств и международных отношений, по вопросам правовой политики и правосудия, а также комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности) с участием омбудсмена, представителей органов госвласти, правоохранительных организаций и ученых-юристов.
«Есть несколько причин, почему мы не должны больше медлить с ратификацией Римского статута», — подчеркнул председатель комитета по правам человека Григорий Немыря. Среди таких причин он, в частности, назвал политическую, подразумевая политическую ответственность новоизбранного парламента и коалиции, а также правительства — с учетом международных обязательств Украины в рамках евроинтеграции.
Напомним, что вопрос ратификации Римского статута Международного уголовного суда приобрел широкий общественный резонанс в прошлом году, после того как Верховный Совет Украины вслед за признанием факта самоустранения Виктора Януковича от исполнения полномочий Президента Украины принял решение о подаче заявления в Международный уголовный суд о признании Украиной юрисдикции этого органа относительно совершения преступлений против человечности высшими должностными лицами государства, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан во время мирных акций протеста в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года.
Украина таким образом реализовала право, предусмотренное пунктом 3 статьи 12 Римского статута, из которого следует, что государство, которое не является его участником, может путем подачи одностороннего разового заявления признать обязательную юрисдикцию МУС по конкретной ситуации и конкретным преступлениям против человечности, совершенным в конкретный период времени.
Отметим, что в Верховном Совете Украины зарегистрированы два законопроекта о признании юрисдикции МУС также в отношении событий в Донецкой и Луганской областях. Это проект постановления № 1312, которым предлагается признать юрисдикцию Международного уголовного суда в отношении преступлений, совершенных на территории Украины в результате продолжающейся с 27 февраля 2014 года вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины и предусмотренных статьей 7 «Преступления против человечности» и статьей 8 «Военные преступления» Римского статута Международного уголовного суда. А также проект заявления № 1887 от 29 января 2015 года «О признании Украиной юрисдикции Международного уголовного суда относительно совершения преступлений против человечности и военных преступлений высшими должностными лицами Российской Федерации, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан».
По словам экспертов, факты нарушений, на которые формально распространяется юрисдикция МУС, фиксируются на Донбассе ежедневно (они активно протоколируются, в том числе и представителями РФ), и ратификация Римского статута могла бы во многих случаях послужить в качестве сдерживающего фактора.
Реалии ратификации
Предметом обсуждения участников круглого стола, среди прочего, был законопроект № 1788 «О внесении изменений в статью 124 Конституции Украины (относительно признания положений Римского статута)» народного депутата Украины Виталия Куприя (его поддержали 155 народных депутатов, что является достаточным условием рассмотрения законопроекта о внесении изменений в Основной Закон). В то же время автор законопроекта в своем выступлении отметил, что рассмотрение этого законопроекта блокируется в том числе профильным комитетом по вопросам правовой политики правосудия и лично его председателем Русланом Князевичем. По словам г-на Куприя, для успешного рассмотрения упомянутого законопроекта крупнейшие парламентские фракции («Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт») должны принять соответствующее решение на уровне руководства государства — Петра Порошенко, Арсения Яценюка и Александра Турчинова.
Украина подписала Римский статут Международного уголовного суда в 2000 году, но за 15 лет так и не ратифицировала этот документ — в 2001 году Конституционный Суд Украины определил, что абзац 10 преамбулы и статьи 1 статута не согласовывается с положениями частей 1, 3 статьи 124 Конституции Украины, поэтому соблюдение Украиной Римского статута в соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Украины возможно только после внесения в нее соответствующих изменений (дело о Римском статуте № 1-35/2001).
По словам профессора Владимира Василенко, существует два варианта таких изменений. Первый звучит следующим образом: «Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, предусмотренных Римским статутом МУС» (именно этот вариант предлагается в законопроекте № 1788 — прим. ред.). «Можно принять норму и более общего плана: «Украина признает юрисдикцию международных судебных учреждений в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлена законом». Оба варианта в той или иной форме встречаются в конституциях государств, ратифицировавших Римский статут», — продолжил г-н Василенко.
Впрочем, не все эксперты поддерживают необходимость внесения изменений в Конституцию Украины для ратификации Римского статута. «Конституция Украины никоим образом не конфликтует с Римским статутом», — категорически заявляет старший научный сотрудник института государства и права им. В.Н. Корецкого Николай Сирый, добавляя, что такой точки зрения придерживается Институт в целом. «Проблема находится в плоскости наличия решения Конституционного Суда Украины», — объяснил эксперт. Причем это не единственное «обременительное» решение КСУ. Поэтому стратегически более важным г-н Сирый считает внесение изменений в Конституцию Украины относительно полномочий КСУ и возможности повторных обращений, если со временем будет выявлено, что принятое решение «создает проблемы».
Судья КСУ в отставке Николай Козюбра, комментируя упомянутое решение КСУ № 1-35/2001, отметил, что у судей КСУ никогда не возникало сомнений в необходимости ратификации Римского статута. Он напомнил, что в соответствующем конституционном обращении Президента Украины содержались вопросы относительно признания не соответствующих Конституции Украины целого ряда положений Римского статута, но КСУ счел возможным признать не соответствующим Конституции Украины лишь одно положение. Г-н Козюбра напомнил, что для ратификации Римского статута потребовалось внесение изменений в конституции многих государств, то есть позиция украинских конституционалистов подтверждается и мировой практикой.
Что такое МУС
Международный уголовный суд является первым постоянным международным органом уголовного правосудия, созданным на основе договора между государствами, который необходим в первую очередь для того, чтобы не допустить ситуации безнаказанности лиц, совершивших серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества. МУС имеет статус независимой международной организации и не является частью структуры ООН. Местопребыванием суда определена Гаага, Нидерланды. Расходы суда финансируются за счет его государств-участников, а также возможны добровольные взносы от правительств, международных организаций, частных лиц, корпораций и других субъектов. Сегодня Римский статут ратифицировали 121 государство — член ООН и Острова Кука, 31 государство (в том числе Украина) подписало, но не ратифицировало Римский статут.
18 судей МУС представляют основные правовые системы мира.
К компетенции Международного уголовного суда относятся только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, суд не может действовать. Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может передать в суд определенную ситуацию, которая выходит за рамки территориальной или персональной. Во-вторых, государство, которое не является участником статута, может посредством заявления, переданного секретарю суда, признать юрисдикцию суда в отношении конкретного преступления.
Юрисдикция МУС ограничена тремя видами преступлений: геноцид (намерение полностью или частично уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую), преступления против человечности (часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причем о возможном преследовании преступнику заранее было известно) и военные преступления (нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооруженных формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и т.д.). На этапе принятия Римского статута обсуждался вопрос о распространении юрисдикции МУС на преступление агрессии, однако стороны не смогли прийти к единому определению состава этого преступления, поэтому было решено, что пока суд не осуществляет правосудие по вопросам, связанным с преступной агрессией.
Международный уголовный суд официально стал работать с 1 июля 2002 года. Рассмотрение конкретных дел началось в 2006 году.
Всего суд получил жалобы о предполагаемых преступлениях по крайней мере в 139 странах, однако на сегодня прокурором суда ведется расследование только по 21 делу по восьми ситуациям в Африке: в Демократической Республике Конго, Уганде, Центральноафриканской Республике; в суданском регионе Дарфур; в Кении, Ливии, Кот-д’Ивуаре и Мали. Первый обвинительный вердикт МУС вынес 14 марта 2012 года — гражданин Демократической Республики Конго Томас Лубангу Дьило, лидер «Союза конголезских патриотов», участник итурийского конфликта был признан виновным по предъявленным ему обвинениям (обвинялся в призыве на военную службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях) и приговорен к 14 годам лишения свободы.
7 марта 2014 года МУС вынес решение по делу по обвинению еще одного участника итурийского конфликта — лидера повстанцев из Фронта патриотического сопротивления Итури Жермена Катанги. Ему было предъявлено шесть обвинений в военных преступлениях и три обвинения в преступлениях против человечности. Решением МУС Катанга признан виновным по пяти обвинениям, в частности, в участии в резне в деревне Богор на территории Демократической Республики Конго в феврале 2003 года. Вместе с тем суд оправдал Катангу по обвинению в изнасиловании и сексуальном рабстве, а также по обвинению в использовании детей в качестве солдат.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…