Переговорная процедура государственных закупок, которая до принятия 10 апреля 2014 года Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (Закон) именовалась закупкой у одного участника, была и остается одной из основных применяемых процедур в этой сфере. Так, по информации Минэкономразвития, за январь-сентябрь 2014 года 42,52 % объявлений касались проведения госзакупок по переговорной процедуре. В свою очередь, стоимостная характеристика свидетельствует о том, что 35,78 % общей стоимости заключенных договоров на закупку товаров, работ и услуг — это доля стоимости договоров, заключенных в результате проведения переговорной процедуры. Таким образом, переговорная процедура остается одной из наиболее часто применяемых процедур, хотя, к сожалению, является наименее конкурентной. Для сравнения: в ЕС переговорная процедура занимает не больше 20 %.
Особенности применения
Что же представляет собой переговорная процедура на Украине?
Условия применения переговорной процедуры госзакупок предусмотрены статьей 39 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». Анализ положений данной статьи позволяет определить следующие составляющие для применения этой процедуры:
— наличие документально подтвержденного основания для проведения переговорной процедуры. Это обуславливается тем, что переговорная процедура — скорее исключение из общего правила и может применяться только в случаях, установленных статьей 39;
— обязательное обнародование информации о применении переговорной процедуры на сайте уполномоченного органа (ГП «Внешторгиздат»). Кроме этого, обязательными для обнародования являются также обоснование применения переговорной процедуры, уведомление об акцепте предложения, информация о результатах проведения переговорной процедуры и соответствующий отчет. Важно, что закон устанавливает конкретные строки для публикации этих сообщений. Например, информацию о применении переговорной процедуры заказчик должен подать для размещения на веб-портале в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, а уведомление о результатах процедуры — в течение семи календарных дней со дня заключения договора о закупке;
— проведение переговоров. Особенность заключается в том, что первые переговоры с одним или несколькими участниками проводятся до начала процедуры, то есть до публикации информации о применении переговорной процедуры. Эти переговоры имеют информативный характер. Вторые же переговоры проводятся уже в рамках процедуры после публикации сообщения. Такой порядок свидетельствует о том, что цель публикации информации о проведении переговорной процедуры на веб-портале — не приглашение потенциальных субъектов к участию в госзакупках, а лишь информирование;
— подтверждение соответствия участника квалификационным критериям в соответствии со статьей 16 Закона.
Как говорилось ранее, Закон устанавливает конкретные случаи, когда может применяться переговорная процедура, а именно:
Изменения в этот пункт статьи 39 были внесены в мае 2014 года. Таким образом, с одной стороны, перечень ситуаций, в которых может быть проведена переговорная процедура на основании насущной необходимости, расширили, а с другой — это право ограничили Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой безопасности, Национальной гвардией, Государственной пограничной службой, Службой внешней разведки, Государственной службой специальной связи и защиты информации, Государственной службой по чрезвычайным ситуациям. Подтверждающими документами могут быть распорядительные документы соответствующих органов.
— стоимость дополнительных работ не должна превышать 50 % стоимости главного договора;
— необходимо подтвердить связанность дополнительных работ с главным договором по техническим или экономическим причинам;
— нужно подтвердить необходимость проведения дополнительных работ, которые не были включены в начальный проект из-за непредвиденных обстоятельств.
Таким образом, нужно помнить, что переговорная процедура применяется только в установленных Законом случаях и только при наличии соответствующего обоснования. Это обуславливается тем, что такая процедура является более гибкой, позволяет сторонам пообщаться с кандидатами и по сути уменьшает или вовсе устраняет конкуренцию. Если же проведение переговорной процедуры не подтверждается соответствующими документами, что означает отсутствие оснований для проведения неконкурентной процедуры, коллегия Антимонопольного комитета Украины может отменить такие торги.
Директива ЕС
Если говорить о законодательстве ЕС, следует отметить, что 26 февраля 2014 года была принята Директива 2014/24/ЕС о госзакупках и отмене Директивы 2004/18/ЕС. Новая директива вступила в силу 17 апреля 2014 года и должна быть имплементирована государствами — членами ЕС до апреля 2016 года. Директива 2014/24/ЕС позволяет осуществление переговорной процедуры без предварительной публикации сообщения о контракте (на Украине же публикация обязательна).
Как и в законодательстве Украины, директива ЕС предусматривает конкретные случаи, когда может применяться переговорная процедура:
— отсутствия заявок или соответствующих заявок, поданных при осуществлении конкурентных процедур,
— если работы, поставки или услуги могут быть предоставлены только конкретным участником по одной из причин: цель закупок — создание или приобретение уникального произведения искусства или художественного исполнения; отсутствие конкуренции по техническим причинам; защита исключительных прав, в том числе прав интеллектуальной собственности;
— крайней необходимости, вызванной непредвиденными событиями, когда временные пределы для конкурентных процедур не могут быть соблюдены. Особенность заключается в том, что крайняя необходимость не должна быть связана с заказчиком.
— в случае ведения переговоров о поставке с целью проведения исследований, экспериментов или разработок;
— для дополнительных поставок со стороны первоначального поставщика, которые предназначены либо для частичной замены расходных материалов и установок или для расширения существующих поставок или установок. Обязательным является то, что контракт на дополнительные поставки может быть заключен только на протяжении трех лет;
— для товаров, приобретенных на товарной бирже;
— для покупки расходных материалов и услуг на особо выгодных условиях у компаний-банкротов.
Адаптироваться к нормам
Сравнительный анализ положений законодательства Украины и законодательства ЕС в сфере применения переговорной процедуры госзакупок свидетельствует о том, что перечень оснований для проведения переговорной процедуры на Украине не совсем соответствует положениям законодательства ЕС, хотя является приближенным к нему. Так, например, в законодательстве Украины не предусмотрено такое обстоятельство для применения переговорной процедуры, как поставки с целью проведения исследований, экспериментов или разработок, а также закупка у компаний-банкротов. В свою очередь, в ЕС нет такого основания, как закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов. Кроме того, новая директива ЕС не содержит основания для применения переговорной процедуры, выраженного в проведении дополнительных работ, если они не включены в первую версию проекта или контракта. Отличается также и такое основание, как дополнительные поставки. Во-первых, на Украине разрешается проведение закупок у предыдущего участника не только товаров, но и работ и услуг, что противоречит нормам ЕС. Во-вторых, директивы ЕС четко устанавливают, что дополнительные поставки возможны только в течение трех лет.
Таким образом, в связи с подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС нашей стране придется полностью адаптировать свои нормы в сфере госзакупок к соответствующим нормам ЕС. Следует обратить внимание на то, что адаптация должна происходить уже с учетом принятия в 2014 году новых директив ЕС в сфере госзакупок. Вместе с тем нужно помнить, что адаптация положений — это еще не все. Важно то, как они работают, и не пытаются ли заказчики и участники манипулировать нормами закона для достижения своих целей.
ОСИПЧУК Ольга — помощник адвоката АО IMG Partners, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…