Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Топливный акциз

Проблемы правового регулирования в топливной отрасли

Рубрика Репортаж
KPMG Law Ukraine провела круглый стол «Топливный акциз: практические проблемы законодательства»
Среди приглашенных специалистов были представители бизнеса и судебной ветви власти

Дискуссию 12 ноября с.г. инициировали эксперты KPMG Law Ukraine — адвокат, руководитель практики по разрешению налоговых споров Лариса Антощук, старшие юристы практики Яна Базя и Наталья Мусиенко. Среди приглашенных специалистов были представители бизнеса и судебной ветви власти. С приветственным словом к участникам обратилась Лариса Антощук, которая пояснила, что целью мероприятия является не только обсуждение основных проблем правового регулирования в топливной отрасли, важным шагом станет обращение участников к государственным учреждениям с предложением внести изменения в законодательство. Поэтому, по результатам круглого стола, команда KPMG направит рекомендации в Министерство финансов Украины и профильный комитет Верховной Рады Украины.

На рынке нефтепродуктов

С 1 июля 2019 года в связи с реформой рынка было введено лицензирование производства, торговли и хранения горючего, начала функционировать система электронного администрирования реализации топлива и спирта этилового (СЭАРТ и СЭ), запущена система контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на акцизных складах. Участники круглого стола отметили, что целью такой реформы является осуществление контроля за всеми объемами топлива, которое вынужденно должно становиться из «серого» «белым». Но, по мнению бизнеса, введение новой СЭАРТ и СЭ не приведет к ожидаемому результату.

Положения закона № 2628-VIII выписаны некорректно, а их внедрение было непоследовательным, поэтому возник целый ряд нерешенных проблем, которые проявляются в виде уведомлений-решений к налогоплательщикам (проверки и доначисления). По мнению бизнеса, даже само понятие «акцизный склад», которое содержится в Налоговом кодексе (НК) Украины, является очень сложным для понимания предпринимателями.

По словам Богдана Санина, судьи Окружного административного суда г. Киева, судебная практика относительно правомерности подобных доначислений еще не сформирована. На рассмотрении в Окружном административном суде г. Киева находятся около 280 дел, касающихся этой проблематики.

Участники круглого стола выразили надежду, что административные суды при рассмотрении споров данной категории обеспечат динамичный подход к толкованию НК Украины и обратят внимание на то, что большинство «нарушений» были обусловлены несвоевременным обнародованием формы заявлений, сбоями в работе реестров и т.п.

Некорректная система

Также участники отметили важность обеспечения надлежащего функционирования программного обеспечения, которое часто работает некорректно. Зато цена ошибки высока, поскольку санкции несоразмерны.

Судьи считают, что слишком высокие размеры штрафов, например, за несвоевременную регистрацию акцизных складов в СЭАРТ и СЭ, нарушают часть 2 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, согласно которой привлечение лица к уголовной ответственности является правомерным лишь при условии доказанности вины в законодательно предусмотренном порядке.

По словам Константина Кобылянского, судьи Окружного административного суда г. Киева, плательщик должен максимально обезопаситься от санкций, даже если «нарушения» были обусловлены ненадлежащим функционированием программного обеспечения самой налоговой. При наличии спора судья будет оценивать ситуацию и анализировать, какие меры предпринял плательщик, чтобы такого «нарушения» не произошло. Поэтому каждый сбой следует фиксировать до тех пор, пока должным образом не заработают реестры. Скриншоты с веб-страницы налоговой о том, что проводятся технические работы, представленные в качестве доказательств, в каждом случае будут оцениваться отдельно. Но все же их наличие лучше, чем отсутствие.

Подводя итоги обсуждения, участники круглого стола отметили, что сегодня невозможно получить информацию об остатках топлива в разрезе акцизных складов в СЭАРТ и СЭ, что не дает возможности своевременно и корректно регистрировать акцизные накладные в рамках акцизного склада и кодов УКТ ВЭД и значительно усложняет процесс администрирования акцизного налога.

Также представители бизнеса обратили внимание на установленные действующим законодательством сроки составления и регистрации акцизных накладных, которые приводят к задержке физической передачи топлива покупателям (потребителям), а также увеличивают время простоя грузов при таможенном оформлении на постах таможенного контроля.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: