Влияние айтизация на практику юридических фирм — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 47 » Проектная организация

Проектная организация

Влияние айтизация на практику юридических фирм

«Мы перешли к проектному управлению, по сути, сняли для старших юристов финансовый потолок, предоставив им возможность больше зарабатывать и расти», — рассказал Артем Афян, управляющий партнер АО Juscutum
Артем АФЯН: «В выбранной для себя модели мы хотим получить лучшие проекты, лучших клиентов, хорошо зарабатывать и менять профессию юриста»

Какое влияние оказывает айтизация на практику юридических фирм и рынок в целом, что является основой построения эффективной юридической практики в Украине и чем юристы могут быть полезны клиентам — на вопросы «Юридической практики» отвечал Артем Афян, управляющий партнер АО Juscutum.

— Артем, все говорят об изменениях юридической профессии, изменении рынка. В чем конкретно это проявляется?

— В ином подходе к работе. Никто уже не работает, как раньше. Взять, к примеру, рейтинг юркомпаний, которые были на слуху пять лет назад и сейчас. Вы увидите совершенно разные названия. Такие перемены — результат изменений бизнес-моделей. Сейчас лидерами рынка становятся те, кто работает иначе, чем пять лет назад. Выделяются те, кто усилил себя с точки зрения технологий и бизнес-процессов. Последними, к слову, юристы ранее не управляли: не было отлаженного процесса продаж, что нынче является сильным конкурентным преимуществом. Есть компании, которые вводят другие модели управления. Никому из нас не стоит думать о том, что в условиях динамично меняющегося мира юридическая профессия останется оазисом стабильности.

— Насколько глобальные тенденции айтизации сферы юридических услуг актуальны для Украины?

— Юристы следуют тем же трендам, что и весь остальной мир. Посмотрите хотя бы, как изменились и меняются банки. Вектор направлен на диджитализацию, на внедрение удобных каналов коммуникации, изменение рынка коммуникации и на эффективность. Все лишнее отбрасывается. Юрист должен быть эффективным. Теперь нельзя зарабатывать только на том, что ты 30 лет занимаешься адвокатской деятельностью. Кстати, в последнее время именитые профессионалы вливаются в юридические компании и показывают, что в составе большой команды их работа эффективнее.

— Что является основой построения эффективной юридической практики в Украине? В частности, на что делает ставку ваша компания?

— Ценности и процессы. Ценности — это базис. Ваши ответы на вопрос, зачем каждый день вы собираетесь в одном офисе, должны совпадать. Вопрос на самом деле нетривиальный. Кто-то собирается для того, чтобы комфортно проводить время, и тогда прямой путь — коворкинг, приколы, мемчики. Кто-то — с целью зарабатывать большие деньги. Тогда, соответственно, это выливается в костюмы, тендеры и отделы продаж.

Если говорить о Juscutum, то в этом году мы очень сильно занялись процессами. На ценностях мы построили очень мощный фундамент, который за десять лет позволил из компании no name войти в топ-30 юридических фирм Украины. Но в прошлом году мы поняли, что пришло время эффективных бизнес-процессов. Результат всего этого — полная перезагрузка компании.

Мы полностью оправдываем наш внутренний слоган — «Iron balls lаwyers». Никогда не боимся изменений и честно признаемся в том, что изменения — это путь к успеху. Но деньги не единственное мерило успеха в нашем понимании, потому не готовы ради них идти на все. В выбранной для себя модели мы хотим получить лучшие проекты, лучших клиентов, хорошо зарабатывать и менять профессию юриста. И ради этого готовы к колоссальнейшему дискомфорту. Даже к расставанию с дорогими нам людьми, прощанию со спокойной жизнью и переездам из офиса в офис.

— С чем были связаны уходы, в том числе партнеров фирмы?

— Наверное, ключевым стрессом для них стало то, что мы взяли и посредине игры радикально поменяли правила. Сказали, что больше так работать не можем и теперь все будет по-другому. Это было воспринято так, что мы не имели права этого делать. Естественно, смена партнеров во многом затрагивает и линейный состав: юристов, старших юристов. Для них эти изменения оказались некомфортными, и части новых стандартов они просто не соответствовали. Мы повысили планку стандарта, не позволяя почивать на лаврах.

— Нашли ли им замену или отказываетесь от «оголившихся» направлений?

— Тут стоит напомнить, что за 11 лет существования Juscutum перезагружается уже третий раз. Когда этап завершится, я буду готов в деталях описать этот очень интересный кейс по перестройке фирмы. Главное — понимание, ради чего все это делаем. Данный процесс не был внезапным и неосознанным. Мы сознательно меняли правила, понимая, что многим это не понравится.

Юристы склонны создавать свой маленький садик. Своего рода уютное гнездышко, «практичку», «отдельчик», в котором ты — директор. Мы же перешли к проектному управлению. Дали возможность старшим юристам расти, становясь руководителями проектов. По сути, сняли для старших юристов финансовый потолок, предоставив им возможность больше зарабатывать и расти. Мы сделали то, что в рамках фирмы стало революцией в управлении. Конечно же, это не понравилось многим людям. Но те, кто присоединяется к команде сейчас, смотрят на такую систему новым взглядом и видят в ней плюсы. И теперь эта система позволяет нам привлекать высокопрофессиональных специалистов.

— Кого привлекаете в команду?

— Должен признаться: мы всегда были безжалостны в требованиях к кадрам. Никогда не мирились с тем, что партнерство — это брак, и мы должны терпеть друг друга до скончания дней, ожидая, что стерпится — слюбится. Но при этом всегда находили для команды талантливых людей и продолжаем это делать.

Если мы понимаем, что человек не может идти вместе с нами в направлении к цели, то честно говорим, что нам не по пути. Иногда люди, видя наш темп, останавливались сами — им просто становилось дискомфортно. Удивительно, но среди них были довольно молодые профессионалы, которые признавались, что жаждут стабильной жизни без лишней нервотрепки. Я принимаю их честную позицию, потому что переживать такие изменения всегда непросто. Без шуток, это требует достаточно серьезной собранности и стального стержня внутри. Мы смело перезагружаем все, что нам не нравится.

— Какие направления практики вы сейчас развиваете?

— Инфраструктура — одно из самых интересных новых направлений в Juscutum. Мы очень много работаем в инфраструктурных проектах, касающихся Украины. Причем здесь интересный линк с IT, поскольку сейчас IT-технологии играют очень важную роль в инфраструктуре. В этом мы видим для себя большое будущее. Также много сотрудничаем с правительством в качестве консультантов.

Мы делаем ставку на практику международного бизнес-администрирования, которую активно развиваем. Также изменили подход  в оказании услуг практики ТМТ. С начала года запустили изменения в Практике безопасности бизнеса. Теперь она намного глубже и сильнее по экспертизе. Раньше мы были сконцентрированы на обороне, а сейчас сопровождаем более сложные дела из сектора «беловоротничковых» преступлений. При этом не теряем позиции непосредственно в противодействии «беспределу» правоохранителей. Приятно наблюдать, как рынок заимствует наше решение. Например, нашу ролевую игру «Обыск в офисе» стали практиковать несколько компаний. Кстати, относимся к этому без ревности, ведь все равно мы были первыми и сняли с этого сливки — пришло время задавать новые тренды.

— Какие инновации в части IT вы уже внедрили в своей работе, а к чему, скажем так, еще присматриваетесь?

— Мы вложили очень много времени и сил в стартапы. Часть из них взлетела, часть — нет. В этом плане сравниваю нас с первопроходцами, которые ищут Эльдорадо, бродя с мачете по джунглям юридического рынка. В этом году мы перестали выводить новые продукты и сконцентрировались на уже имеющихся.

— Чем, помимо юруслуг, юрфирмы могут быть полезны клиентам? Какие продукты (неюридические, квазиюридические, legal tech) предлагает ваша компания?

— Сейчас мы занимаемся трансформацией бизнеса. Вступили в союз с рядом консалтинговых компаний, чтобы помочь бизнесу трансформироваться с учетом требований нового времени. Это касается изменения бизнес-процессов, введения электронного документооборота. То есть речь идет о комплексной услуге, над которой мы работаем вместе с другими консультантами, отталкиваясь от проблем клиента.

В legal tech мы сконцентрировались на направлении ботов, которое развиваем, и в разрезе этого направления наша команда не нуждается в дополнительном представлении.

— Есть ли спрос в Украине?

— А как вы думаете? (улыбается). Наш офис находится в центре Киева. В нем работают 70 человек, которым нужно платить, причем каждый месяц. Все это оплачивают клиенты. Значит, то, что мы делаем, востребовано рынком.

— Ваш прогноз: как будет выглядеть юридическая фирма будущего и что ждет юридическую профессию в целом?

— Я думаю, что люди перестанут считать юридические услуги отдельным сектором, так как многие запросы будут выполнять программные решения — банковские, софт. Для общества будет стерта грань между законом и программой. Часть юридической профессии перейдет в инжиниринг, и именно поэтому мы одними из первых направились в сторону legal engineering. Стараемся прийти туда чуть пораньше, чтобы успеть к отправлению этого поезда. Староформатные юрфирмы останутся, но они будут больше походить на портных, шьющих костюмы на заказ, и занимать соответствующую долю рынка.

Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA