Расторжение трудового договора с руководителем — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Нажать на топ

Расторжение трудового договора с руководителем

Рубрика Тема номера
Прекращение трудовых отношений с топ-менеджером компании отличается спецификой полномочий, предусмотренных для соответствующей должности, а также возможными основаниями для увольнения

Градус напряжения, который традиционно присущ трудовым спорам, повышается при расторжении трудового договора с руководителем, коммерческим или финансовым директором, а также с другим работником, принимающим управленческие решения. Рассмотрим наиболее популярные основания для прекращения трудовых отношений с топ-менеджером согласно нормам Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины.

Прекращение полномочий

Пункт 5 части 1 статьи 41 КЗоТ Украины предоставляет инвестору право расторгнуть трудовой договор с работником, занимающим руководящую должность, путем прекращения его полномочий.

Указанное основание для расторжения трудового договора было введено в КЗоТ Украины в 2014 году с целью улучшения инвестиционного климата в стране. Подобная норма предусмотрена и гражданским законодательством — частью 3 статьи 99 Гражданского кодекса Украины, позволяющей собственнику бизнеса в любое время прекратить полномочия члена исполнительного органа предприятия.

Верховный Суд (ВС) неоднократно обращал внимание на то, что при увольнении работника на основании пункта 5 части 1 статьи 41 КЗоТ Украины работодатель не обязан предварительно уведомлять работника, выяснять его вину, целесообразность и причины увольнения, а также учитывать результаты предыдущей работы (постановления ВС от 7 февраля 2018 года по делу № 711/5711/16-ц, от 11 июля 2018 года по делу № 724/140/16-ц).

Перечень должностных лиц, с которыми трудовой договор может быть расторгнут на основании пункта 5 части 1 статьи 41 КЗоТ Украины, трудовым законодательством не предусмотрен. В то же время главным критерием установления, относится ли сотрудник к должностным лицам, является наличие у него организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (постановление ВС от 5 сентября 2018 года по делу № 537/3876/16-ц).

Прекращение полномочий должностного лица будет стоить работодателю шесть месячных заработных плат — именно такой «золотой парашют» в виде выходного пособия предусмотрен статьей 44 КЗоТ Украины.

Предусмотрено контрактом

Часть 4 статьи 65 Хозяйственного кодекса Украины позволяет заключать трудовой контракт с руководителем компании.

Трудовой контракт как особая форма трудового договора может содержать дополнительные основания для прекращения трудовых отношений, не установленные действующим законодательством.

При увольнении работника на основании пункта 8 части 1 статьи 36 КЗоТ Украины необходимо документально подтвердить наличие обстоятельств, предусмотренных контрактом, в противном случае суд придет к выводу о незаконности увольнения. Например, постановлением от 23 января 2018 года по делу № 203/6039/15-ц ВС оставил в силе решение суда предыдущей инстанции о восстановлении истца в должности, поскольку работодатель не доказал факт необеспечения выполнения руководителем ежегодного финансового плана предприятия.

При этом дополнительные основания для увольнения не должны дублировать нормы КЗоТ Украины (к примеру, разовое грубое нарушение трудовых обязанностей — пункт 1 части 1 статьи 41 КЗоТ Украины). В таких случаях суды считают, что увольнение состоялось на основании норм закона, а не контракта, и соответственно, должно быть проведено с соблюдением гарантий, предусмотренных трудовым законодательством (постановление ВС от 16 мая 2018 года по делу № 206/52351/16-ц).

Необходимо отметить, что увольнение на основании пункта 8 части 1 статьи 36 КЗоТ Украины не является увольнением по инициативе работодателя. Соответственно, в данном случае на работодателя не распространяется предусмотренный частью 3 статьи 40 КЗоТ Украины запрет увольнять работника во время отпуска или временной нетрудоспособности.

По соглашению сторон

На первый взгляд, универсальным вариантом увольнения является прекращение трудового договора по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 КЗоТ Украины. Так, увольнение на данном основании не запрещено в период временной нетрудоспособности или отпуска, существует даже возможность увольнения «день в день».

Инициатором увольнения может быть как сотрудник, так и работодатель. При этом важно именно взаимное волеизъявление сторон.

Например, само по себе согласие общего собрания удовлетворить просьбу генерального директора об увольнении не означает, что трудовой договор прекращается по пункту 1 части 1 статьи 36 КЗоТ Украины, если не было договоренности сторон об этом основании прекращения трудового договора. В последнем случае увольнение считается проведенным по инициативе сотрудника (статья 38 КЗоТ Украины). То есть согласие собственника и топ-менеджера на увольнение по соглашению сторон должно быть достигнуто именно на основании пункта 1 части 1 статьи 36 КЗоТ Украины (постановление ВС от 25 апреля 2018 года по делу № 640/2336/17).

Несмотря на то что форма соглашения сторон о прекращении трудового договора не предусмотрена законодательством, такое соглашение рекомендуется заключать в письменной форме. Это связано в первую очередь с особенностями функциональных обязанностей и степенью ответственности лиц, занимающих руководящие должности.

К сожалению, на практике часто возникают ситуации, когда увольнение по соглашению сторон приводит к негативным последствиям.

Так, рассматривая дело № 310/8796/16-ц по иску уволенного по согласию сторон и.о. генерального директора, ВС в постановлении от 27 марта 2019 года указал, что все суммы должны быть выплачены сотруднику в день его увольнения. В случае неисполнения этой обязанности наступает ответственность по статье 117 КЗоТ Украины — в виде выплаты среднего заработка за все время задержки.

Другие основания увольнения

Как и любой сотрудник, топ-менеджер может быть уволен на таких основаниях, предусмотренных КЗоТ Украины, как прогул, появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, разовое грубое нарушение трудовых обязанностей и др. (статьи 40, 41 КЗоТ Украины).

В 2018 году вступил в силу Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон), которым предусмотрены дополнительные основания для увольнения должностных лиц: например, нарушение генеральным директором обязанности созывать заседание коллегиального исполнительного органа (часть 7 статьи 39 Закона), осуществление хозяйственной деятельности в сфере деятельности общества без согласия общего собрания участников или наблюдательного совета (часть 6 статьи 40 Закона), получение вознаграждения на условиях, не предусмотренных контрактом, неисполнение обязанности об уведомлении общества о перечне своих аффилированных лиц, о конфликте интересов, разглашение коммерческой тайны, конфиденциальной информации (части 2, 4, 6, 7 статьи 42 Закона).

Закон также устанавливает, что полномочия директора/гендиректора могут быть прекращены только путем избрания нового директора/гендиректора или и.о. (часть 13 статьи 39 Закона).

Поскольку Закон действует не так давно, судебная практика применения указанных положений пока отсутствует.

При этом напоминаем, что в случае увольнения руководителя необходимо уведомить о соответствующих изменениях налоговые органы, обслуживающий банк, внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, а также отменить выданный для директора усиленный сертификат открытого ключа (при наличии).

Прекращение трудовых отношений с топ-менеджером компании отличается спецификой полномочий, предусмотренных для соответствующей должности, а также возможными основаниями для увольнения. Поэтому четкое соблюдение особенностей порядка увольнения может предотвратить возникновение дальнейших взаимных претензий сторон. Отметим, что Верховный Суд возлагает бремя доказывания правомерности увольнения сотрудника на работодателя (постановление Кассационного гражданского суда ВС от 23 января 2018 года по делу № 273/212/16-ц, от 8 августа 2019 года по делу № 389/2712/17).

Таким образом, во избежание негативных последствий в виде трудового спора при увольнении топ-менеджера необходимо следовать требованиям КЗоТ Украины, специального законодательства, а также учитывать условия контракта и устава компании, которыми могут быть предусмотрены особенности увольнения топ-менеджера и орган, уполномоченный принимать подобные решения.

 

ЦВЕТКОВА Екатерина — советник ЮФ GOLAW, адвокат, г. Киев,

МАТВИЙЧУК Наталия — юрист ЮФ GOLAW, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA