Резолюция XVII внеочередного съезда судей Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 47 » Октябрьская резолюция

Октябрьская резолюция

Резолюция XVII внеочередного съезда судей Украины

Ключевые месседжи финальной резолюции съезда судей Украины, состоявшегося в конце нынешнего октября
Итоговое решение делегатов главного судейского форума является индикатором настроений, царящих в судебной системе, и «дорожной картой» для решения актуальных вопросов

Несмотря на то что прошедший главный судейский форум был «кадровым» (как, в принципе, и все предыдущие внеочередные съезды судей) — его проведение было обусловлено необходимостью заполнить вакансии в институциях, субъектом формирования которых является наивысший орган судейского самоуправления, — он запомнился не только решением вопросов о назначении судей Конституционного Суда Украины и избрании членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС). Хотя, как оказалось впоследствии, решая вторую задачу, делегаты XVII внеочередного съезда судей Украины лишь зря потратили время: вступивший в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» (Закон) обнулил их старания по избранию двух членов ВККС. Но в рамках данной статьи мы хотели рассказать не об этом (тем более что кадровые перипетии недавней съездной церемонии уже были предметом нашего анализа — подробно о них мы писали в материале «17 мгновений ясны» в № 45 (1141) «ЮП» от 5 ноября 2019 года), а о резолюции XVII внеочередного съезда судей Украины, которой традиционно финализируется его работа. Итоговое решение наивысшего органа судейского самоуправления является не только индикатором настроений, царящих в судебной системе, но и «дорожной картой» для решения актуальных вопросов и злободневных проблем, волнующих судейское сообщество.

Финальную резолюцию нынешнего съезда судей во многом предопределило то, что законодатели взяли новый курс на реформирование отечественной Фемиды, правда, главный нормотворческий «продукт» (на момент проведения судейского форума Закон еще не был официализирован) не решает ключевых проблем людей в мантиях, а некоторые, наоборот, только усугубляет. В этой части делегаты выразили солидарность с мнением ключевых институций судебной системы — Верховного Суда, Высшего совета правосудия (ВСП) и Совета судей Украины, поддержав ранее высказанные ими позиции относительно пресловутого проекта № 1008.

Что касается вопроса кадрового обеспечения, без преувеличения, самой острой проблемы для судебной власти, то съезд судей призвал ВСП, ВККС и Совет судей Украины провести широкие консультации с целью принятия неотложных организационных мер по восстановлению/продлению конкурсных процедур по вопросам кадрового укомплектования местных и апелляционных судов «на основе равных возможностей всех заинтересованных кандидатов в праве доступа к профессии судьи с пропорциональным определением вакантных должностей для замещения должностей судьи».

Отдельно делегаты обратились в ВККС относительно завершения процедур квалификационного оценивания судей местных и апелляционных судов на соответствие занимаемой должности в течение 2019 года, в том числе проведения пленарных заседаний о поддержке решений коллегий Комиссии, принятых в рамках указанной процедуры. Правда, это предписание наивысшего органа судейского самоуправления Комиссии выполнить не удалось, ведь ее работа была поставлена на паузу: кадровая перезагрузка ВККС продлится как минимум до начала февраля 2020-го, пока ВСП совместно с конкурсной комиссией не сформирует ее состав в соответствии с новыми требованиями Закона.

Оперативно реализовать не удастся и другие предложения судейского сообщества, которые касаются сферы компетенции ВККС, например, о том, чтобы Комиссия разработала изменения к своему регламенту в части четкой детализации последовательности действий Комиссии в случае нарушения сроков предоставления выводов со стороны Общественного совета добропорядочности (ОСД). Последнему, к слову, делегаты посоветовали разработать единые подходы к надлежащей оценке ОСД информации в отношении судьи и установлению соответствующих оснований для предоставления заключения/информации.

При этом главный судейский форум решил обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложением внести изменения в часть 1 статьи 88 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», предусмотрев возможность рассмотрения вопроса о подтверждении способности судьи (кандидата на должность судьи) осуществлять правосудие в соответствующем суде при наличии негативного заключения ОСД, которое было предоставлено в определенные сроки, при условии поддержки такого решения большинством состава от числа присутствующих членов ВККС на заседании. Отметим, что вопрос порогового кворума для преодоления негативной оценки ОСД для нового кадрового формата ВККС будет особенно актуален. Одно дело — преодолеть общественное «вето» силами 11 членов Комиссии (такой кадровый «порог» сегодня установлен законодателем), когда ее состав насчитывает 16 человек, и совсем другое, когда численность этого органа судейского управления составляет всего 12 членов.

Съезд судей также обратился к Президенту и Верховной Раде Украины с предложением о законодательном урегулировании правового статуса судей высших судебных инстанций, которые после судебной реформы — 2016 находятся в процедуре ликвидации: Верховного Суда Украины, Высшего административного суда Украины, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, путем внесения изменений в профильное судейское законодательство. Следует отметить, что представители указанных судов имели свою отдельную квоту представительства на нынешнем главном судейском форуме.

С целью недопущения сужения содержания и объема существующих прав по социальному обеспечению судей и работников аппаратов судов делегаты наивысшего органа судейского самоуправления обратили внимание представителей законодательной и исполнительной власти на недопущение нарушения конституционных норм относительно надлежащего финансового обеспечения судов при подготовке и принятии Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год». Съезд судей отметил, что принципиально важно обеспечить полное финансовое обеспечение, в частности, размера судейского вознаграждения в соответствии с требованиями профильного судейского закона, с обязательным законодательно определенным соотношением такого размера к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц, а также мероприятий по становлению Службы судебной охраны и принятию всех судов под охрану.

В связи с отдельными случаями посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей и членов их семей, с целью скорейшего обеспечения безопасности участников судебного процесса, работников судов и самих обителей Фемиды Службе судебной охраны было предложено безотлагательно сформировать штат работников своих территориальных подразделений, обеспечить оружием и специальными средствами своих сотрудников и принять под охрану помещения судов Украины. Ввиду случаев боевых столкновений и наличия значительного количества вооруженных лиц на территориях Донецкой и Луганской областей Государственной судебной администрации Украины и Службе судебной охраны было предписано обеспечить в приоритетном порядке формирование штата работников территориальных подразделений Службы судебной охраны в этих областях. Также направлено обращение к субъектам права законодательной инициативы с предложением законодательного урегулирования вопроса об обеспечении социальной защиты судей и членов их семей путем выплаты денежной помощи в случае гибели (смерти) или потери работоспособности судьи на уровне не ниже установленного для полицейских.

Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA