Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Выражение лица

Запуск реформы налоговых и таможенных органов

Для полноценного завершения реформы налоговых органов правительство намерено создать единое юридическое лицо, закрепив это в соответствующем законопроекте

Еще несколько лет назад мало кто надеялся на реализацию реформы налоговых и таможенных органов. О необходимости реорганизации Государственной фискальной службы Украины говорили долго, много, но до определенного момента безрезультатно. Причем следует отметить, что для запуска реформы не хватало только одного — политической воли. И, видимо, понимая, что на законодательную ветвь власти надеяться не стоит, Министерство финансов Украины с привлечением международных экспертов и бизнеса разработало концепцию и целый ряд подзаконных актов, которые в последующем успешно были утверждены Кабинетом Министров Украины. Более того, процесс объединения таможенных и налоговых ведомств так и не был завершен, в связи с чем все процедуры как раз можно было осуществить в рамках существующего законодательства без внесения новых законопроектов, что и было реализовано до конца года решениями правительства.

Утверждение правительством постановления «О создании Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы Украины» от 18 декабря 2018 года № 1200 для представителей бизнеса оказалось приятным сюрпризом. Но лишь когда данный документ вступил в силу (15 января с.г.), стало понятно, что профильное министерство не будет останавливаться и доведет процесс до логического завершения, что, собственно, и произошло, несмотря на сложности с проведением конкурсов на должности руководителей Государственной налоговой и Государственной таможенной служб Украины (ГНС и ГТС соответственно). Примечательно, что в части администрирования налогов процесс реорганизации прошел для бизнеса практически незаметно, и тут действительно следует отдать должное руководству ГНС, поскольку, как изначально и было заявлено, служба постепенно преобразовывается в сервисный орган с минимальным прямым контактом с бизнесом.

Как уже отмечалось выше, такие процедуры удалось осуществить путем принятия и реализации подзаконных нормативных актов, закрепить эффект необходимо и на законодательном уровне.

«Кабинет Министров Украины одобрил законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования структуры управления в сфере государственной налоговой и таможенной политики» — такое информационное сообщение было размещено на официальном сайте Министерства финансов Украины в первых числах ноября. Данный законопроект (№ 2419) взаимосвязан с проектом Закона Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования структуры управления в сфере государственной таможенной и налоговой политики» (28 октября 2018 года внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины под № 2318), которым вводится новый формат деятельности ГНС и ГТС как единого юридического лица. В связи с этим их территориальные органы будут осуществлять деятельность не как юридические лица публичного права, а как обособленные подразделения.

Следует напомнить, что именно формат работы этих служб как единого юридического лица позиционировался их руководителями еще до полноценного их запуска. «Ключевым вопросом, который требует решения в процессе реализации мероприятий по реформированию системы органов, реализующих государственную налоговую и таможенную политику, является введение эффективной организационной структуры этих органов, построенной по функциональному принципу, восстановление в них управленческой вертикали, направленное на качественное и своевременное исполнение такими органами возложенных на них обязанностей», — говорится в пояснительной записке к первому законопроекту.

Данным законопроектом (№ 2419) предложено внести изменения в Налоговый кодекс Украины (НК). Уточняется перечень органов власти, которые будут иметь статус контролирующего органа, устанавливается четкое разграничение их функций в сфере администрирования налогов и сборов. В части функций контролирующих органов авторы законопроекта предлагают часть положений НК исключить и добавить новые. Например, на контролирующие органы возлагается обязанность составлять отчетность о состоянии расчетов плательщиков с бюджетом и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (единый взнос, ЕСВ), а также по другим показателям работы по направлениям деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику; информировать органы государственной власти о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетами и уплате единого взноса. Кроме того, учли авторы законопроекта и нововведения, принятые на этой сессии парламента. В частности, к новым функциям контролирующих органов предложено добавить формирование и ведение Единого государственного реестра авторизованных экономических операторов.

С расширением функций ГНС в НК могут быть включены и нормы, расширяющие ее права. В частности, контролирующие органы будут иметь право принимать решение об изменении основного и неосновного места учета крупных налогоплательщиков, снятии их с учета и переводе в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, который осуществляет налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов (его структурных подразделений), и другие территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику. Еще одно новшество предполагает право обращаться в суд относительно предоставления разрешения на погашение всей суммы налогового долга или его части за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

Непосредственно к контролирующим органам предложено отнести «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, его территориальные органы — относительно соблюдения законодательства по вопросам налогообложения, законодательства по вопросам уплаты единого взноса, а также относительно соблюдения другого законодательства, контроль за которым возложен на центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику», и «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику».

Закрепляется и новый статус государственных налоговых инспекций как структурных подразделений. Так, государственные налоговые инспекции являются структурными подразделениями территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, и действуют на основании положений о таких территориальные органах.

Примечательно, что помимо структурных изменений авторы предложили внести изменения и в порядок администрирования налогов. Например, изменения коснутся индивидуальных налоговых консультаций (ИНК). В частности, на индивидуальную налоговую консультацию или ответ, предоставляемый контролирующим органом в электронной форме, накладывается электронная подпись уполномоченного должностного лица контролирующего органа с соблюдением требований законов об электронном документообороте и электронных доверительных услугах. Также уточняется, что по выбору налогоплательщика ИНК предоставляется в устной, в бумажной или электронной форме. В последних двух случаях она обязательно должна содержать название — индивидуальная налоговая консультация, регистрационный номер в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций, описание вопросов, поднимаемых налогоплательщиком, с учетом фактических обстоятельств, указанных в обращении налогоплательщика, обоснование применения норм законодательства и заключение по вопросам их практического применения.

Кроме того, детализируются положения о делегировании полномочий на выполнение функций, предусмотренных Налоговым кодексом Украины и законодательством по вопросам уплаты ЕСВ.

Не остался без внимания такой вопрос, как особенности оплаты труда и прохождение службы государственными служащими таможенных и налоговых органов. В случае принятия законопроекта № 2419 заработная плата будет формироваться в том числе с учетом надбавки за интенсивность труда, надбавки за выполнение особо важной работы, надбавки за персональную квалификацию и надбавки за выполнение личных ключевых показателей эффективности.

Таким образом, с изменением структуры ГНС и ГТС и порядка формирования должностных окладов работа этих вновь созданных органов может стать более эффективной.

Светлана ТАРАСОВА • «Юридическая практика»

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: