Конституционность положений закона о судебной реформе— PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 47 » Проверка на точность

Проверка на точность

Конституционность отдельных положений закона о судебной реформе

Рубрика Репортаж
Пленум ВС просит КСУ проверить конституционность отдельных положений закона о судебной реформе

Верховный Суд (ВС) внес конституционное представление о соответствии Конституции Украины (конституционности) отдельных положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и Закона Украины «О Высшем совете правосудия» в редакции Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления» № 193-IX (законопроект № 1008). Решение об обращении в Конституционный Суд Украины (КСУ) было принято на очередном заседании Пленума ВС, состоявшемся 15 ноября с.г.

Как отметила Председатель ВС Валентина Данишевская, после регистрации законопроекта № 1008 ВС неоднократно обращался и к Президенту Украины, и к народным депутатам Украины с просьбой не спешить вносить изменения, предусмотренные указанным законопроектом, а провести консультации с судейским корпусом и дождаться заключения Венецианской комиссии, но все попытки представителей судебной власти оказались тщетными. Указанный закон был принят Верховной Радой Украины 16 октября 2019 года.

«И хотя Верховная Рада Украины имеет все возможности внести изменения в закон и привести его в соответствие с положениями Конституции Украины, такой доброй воли мы не должны ждать и обязаны воспользоваться всеми возможностями для того, чтобы положения этого закона, противоречащие Конституции Украины, не были воплощены в жизнь», — подчеркнула Валентина Данишевская.

В частности, в обращении члены Пленума указывают на неконституционность положений, предусматривающих сокращение количества судей ВС, и на последствия увольнения судей ВС путем предварительного отбора, а также на нарушение принципа независимости судей положениями относительно уменьшения размера судейского вознаграждения. Председатель Кассационного гражданского суда в составе ВС Борис Гулько обратил внимание, что сейчас в ВС находится более 63 тыс. дел, и сокращение судейского состава повлияет на сроки их рассмотрения.

Также судьи указывают на сужение гарантий судейской независимости новым порядком формирования состава Высшей квалификационной комиссии судей Украины, а именно на то, что в указанный орган не будут входить члены, избранные судьями на заседании наивысшего органа судейского самоуправления.

Кроме того, Пленум ВС считает противоречащим Конституции Украины и нарушающим принцип независимости судей делегирование полномочий по рассмотрению вопросов дисциплинарной ответственности судей ВС новому органу — Комиссии по вопросам добропорядочности и этики. Как отмечают судьи, такие изменения могут быть расценены как посягательство на конституционные функции Высшего совета правосудия.

Пленум ВС попросил КСУ признать производство по внесенному представлению неотложным и рассмотреть его в кратчайшие сроки.

Также на заседании ВС предоставил свои заключения по двум законопроектам, зарегистрированным в Верховной Раде Украины, а именно: по проекту Закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины относительно усовершенствования пересмотра судебных решений в апелляционном и кассационном порядке» № 2314 от 25 октября 2019 года (законопроект о процессуальных фильтрах) и по проекту Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усовершенствования порядка привлечения к дисциплинарной ответственности судей» № 2271 от 16 октября 2019 года.

По словам секретаря Пленума ВС Дмитрия Луспеника, введение процессуальных фильтров кассационного обжалования сыграет позитивную роль в обеспечении эффективности кассационного производства, а также будет способствовать повышению его авторитета как наивысшего судебного органа. Вместе с тем законопроектом № 2314 предлагается ограничить ВС в праве передавать дела на новое рассмотрение в нижестоящие суды. Но докладчик подчеркнул, что такое право суда кассационной инстанции является объективной необходимостью. По его словам, исключение такого полномочия ВС означало бы необходимость при кассационном пересмотре дела рассматривать его повторно, решая вопросы факта, и по сути дублирование судом кассационной инстанции функций апелляционных судов и нивелирование статуса ВС.

«Мы согласны, что такие фильтры должны существовать, и в законопроекте есть рациональное зерно, но сегодня не заполнены суды первой и апелляционной инстанций, регулярно изменяется национальное законодательство, практики применения которого не существует, к тому же его качество нередко вызывает беспокойство. Я считаю, что такие кассационные фильтры должны существовать, но не сегодня», — резюмировал Дмитрий Луспеник.

Также Пленум ВС раскритиковал законопроект № 2271 от 16 октября 2019 года, который, по словам председателя Кассационного административного суда в составе ВС Михаила Смоковича, предусматривает привлечение судьи за отмененное или измененное судебное решение. В частности, предлагается определенная схема ответственности: в случае принятия такого решения Европейским судом по правам человека против Украины можно внести представление об увольнении всех судей всех инстанций, которые принимали участие в принятии такого решения; в случае принятия решения Верховным Судом — представление об увольнении всех судей судов апелляционной и первой инстанций, принимавших участие в его принятии; в случае принятия такого решения судом апелляционной инстанции — вынесение предупреждения судьям суда первой инстанции, принимавшим участие в его принятии.

Как подчеркнул Михаил Смокович, такие предложения прямо противоречат положениям статьи 126 Конституции Украины, которые гарантируют, что судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершенного им преступления или дисциплинарного проступка, и это является непосредственным влиянием на независимость судьи. Такие запреты предусмотрены и международными стандартами, и непосредственно практикой Европейского суда по правам человека.

Пленум ВС утвердил указанные заключения и направил их в Верховную Раду Украины.

Анатолий ГВОЗДЕЦКИЙ • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA