Детенизация занятости и доходов населения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Базовые знания

Детенизация занятости и доходов населения

Рубрика Тема номера
Несоответствие порядка проверки соблюдения законодательства о труде действующей нормативной базе эффективно используется адвокатами в процессе защиты интересов своих клиентов в спорах с Гоструда

При подготовке данного материала мне хотелось бы отметить, что, наконец, настали времена, когда проверки контролирующими органами проводятся честно, когда должностные лица при осуществлении контроля не гонятся за показателями (за суммами наложенных штрафов), когда порядок проверок ясен, четок и не допускает возможности ущемления прав субъекта хозяйствования. Но речь пойдет о реальных вещах — о проверках Государственной службы Украины по вопросам труда (Гоструда): как было, как есть и как будет. 2018 год — начало 2019 года можно называть активным периодом борьбы государства с теневой экономикой, одним из направлений которой является выявление и детенизация отношений в сфере занятости и доходов населения. В целом под детенизацией занятости и доходов населения контролирующими органами понимается выявление незадекларированного труда в Украине, формами выражения которого государство признает:

— неформальную занятость в формальном секторе;

— занятость в неформальном секторе;

— выплату заработной платы в конвертах;

— подмену фактических трудовых договоров гражданскими и хозяйственными, а также искусственное использование дистанционных и аутсорсинговых механизмов для сокрытия наемного труда;

— неоформление должным образом вторичной занятости лиц, имеющих оформленные трудовые отношения по основному месту работы.

Позиция Гоструда

К выполнению этого задания распоряжением № 649-р от 5 сентября 2018 года Кабинет Министров Украины привлек Гоструда, Государственную фискальную службу Украины, Пенсионный фонд Украины, Национальную полицию, иные центральные органы исполнительной власти. И каждый из уполномоченных органов по-разному понимал свою задачу. Кто-то ограничивался размещением на официальной веб-странице информации о том, что государство борется с этим явлением, кто-то проводил разъяснительно-консультационные мероприятия, а Гоструда существенно увеличило количество проверок по вопросам неоформленных трудовых отношений.

Безусловно, выявление неоформленных трудовых отношений непосредственно связано с раскрытием (детенизацией) отношений в сфере занятости. И все бы хорошо, если бы не было разночтений законодательства.

По результатам инспекционных посещений, связанных с вопросами неоформленных трудовых отношений, на субъектов хозяйствования территориальными органами Гоструда налагались штрафы, исчисляемые в миллионах гривен.

В соответствии со статьей 265 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины юридические лица и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, в случае фактического допуска сотрудника к работе без оформления трудового договора (контракта) несут ответственность в виде штрафа в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. Сегодня размер такого штрафа составит 125 190 гривен за каждого работника.

Свою позицию относительно фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора и, как результат, основания для наложения штрафа инспекторы труда и органы Гоструда объясняли просто: оформление гражданско-правового договора или договора с физическим лицом — предпринимателем, которые имеют признаки трудового договора, являются основанием для привлечения к ответственности по статье 265 КЗоТ Украины.

С подобной позицией госоргана согласиться сложно, так как статья 3 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» определяет, что государственный надзор (контроль) осуществляется по принципу презумпции правомерности деятельности субъекта хозяйствования. Следовательно, в деятельности субъекта хозяйствования применим принцип — разрешено все, что не запрещено законом.

Закон не запрещает пользоваться услугами физических лиц на основании гражданско-правовых договоров и тем более услугами физических лиц — предпринимателей.

Работодатели не оформляют и не используют работников как физических лиц — предпринимателей, о чем ошибочно утверждают в контролирующих органах, а субъекты хозяйствования пользуются услугами предпринимателей на основании заключенных хозяйственных договоров.

Пользование услугами физических лиц — предпринимателей удобно, доступно и, главное, не запрещено законодательством. Но подобные взаимоотношения, увы, не всегда «нравятся» контролирующим органам, возможно, потому что значительно уменьшаются налоги, поступающие в бюджет.

Проверки по порядку

До 14 мая 2019 года инспекторы труда руководствовались Порядком осуществления государственного контроля над соблюдением законодательства о труде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 295 от 26 апреля 2017 года, который 14 мая 2019 года Шестым апелляционным административным судом по результатам рассмотрения дела № 826/8917/17 был признан недействительным.

21 августа 2019 года Кабинет Министров Украины постановлением № 823 утвердил новый Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (Порядок № 823), несколько измененный по сравнению с предыдущим.

В настоящее время, согласно нормам КЗоТ Украины, ответственность за нарушение законодательства о труде в виде штрафа несут только юридические и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд.

Гоструда проводит контрольные мероприятия в форме инспекционных посещений и невыездных инспекций.

При проведении инспекционных посещений с целью выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда без предварительного уведомления может самостоятельно и в любое время суток проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд.

К сожалению, на практике продолжается тенденция субъективных выводов чиновников, что имеет место фактический допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора, которые в большинстве случаев направлены на результат — наложить штраф и взыскать его в бюджет.

В подобной ситуации увеличивается коррупционный риск в деятельности должностных лиц контролирующего органа, так как исполнение постановления Гоструда возлагается на органы государственной исполнительной службы.

В ожидании новаций

 

Судебная практика, касающаяся правомерности решений, принятых должностными лицами Гоструда о применении к субъекту хозяйствования финансовых санкций, который якобы допустил сотрудника к работе без оформления трудового договора, однозначно не сформировалась.

В одних судебных спорах суды соглашаются с Гоструда, в других — приходят к выводу, что вопрос, имеют ли место фактические трудовые отношения при заключении гражданского или хозяйственного договора, должен устанавливаться судебными органами по иску физического лица, которое считает, что его права были нарушены, но никак не инспектором труда.

Принимая во внимание неоднозначную судебную практику, можно сказать, что результат защиты прав и интересов клиента в конкретном деле зависит от опыта и квалификации адвоката и выбранной им стратегии, конечно, если нет внешних факторов, способных негативно повлиять на деятельность клиента.

Будут ли новации в 2020 году, неизвестно. Скорее всего, Порядок № 823, которым руководствуется Гоструда, будет действовать, как и Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 509 от 17 июля 2013 года. К указанным подзаконным актам есть вопросы относительно их соответствия статье 265 КЗоТ Украины и положениям Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Но несоответствие законам эффективно используется и будет использоваться опытными адвокатами в процессе защиты интересов своих клиентов в спорах с Гоструда.

В 2020 году ожидается замена закона, регулирующего трудовые отношения, новым Трудовым кодексом Украины.

На момент подготовки данного материала в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Трудового кодекса Украины № 1658, принятый в первом чтении еще в 2015 году и находящийся на стадии доработки поправок.

Законопроектом № 1658 предлагается уменьшенный размер штрафа за допуск работника к работе без оформления трудового договора — в десятикратном размере минимальной заработной платы за каждого работника (сегодня это 30 минимальных зарплат). Кроме того, в законопроекте № 1658 не упоминается об исполнении постановлений о наложении штрафов органами государственной исполнительной службы, что может повлечь за собой перенесение вопроса о выплате штрафов субъектами хозяйствования в плоскость судебных споров.

Проверкам быть

В любом случае, независимо от содержания нового Трудового кодекса, если он будет принят, ожидается, что в 2020 году инспектор труда будет приходить с проверками, находить нарушения, и по результатам такого посещения субъект хозяйствования будет получать предписания об их устранении и постановления о наложении штрафов.

С противоправными предписаниями, постановлениями и иными нарушениями, допущенными чиновниками, мы, адвокаты, готовы бороться с целью защиты прав и интересов наших клиентов.

 

ГУДИЙ Валерия — советник ЮФ «Ильяшев и Партнеры», адвокат, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA