В условиях заявленного правительством страны курса на реформирование всех сфер общественной жизни, тотального изменения принципов существования бизнеса актуальным становится вопрос реорганизации существующих форм бизнеса.
Этот вопрос, возможно, не столь важен для субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку на практике функции председателя комиссии по прекращению обычно выполняет действующий руководитель, что не вызывает никаких споров относительно его полномочий.
Вместе с тем в действующем законодательстве имеются определенные пробелы в регулировании указанного вопроса в ситуации, когда функции председателя комиссии по прекращению возложены на другое лицо. В частности, такие ситуации часто возникают в случае управления деятельностью государственного предприятия, которое преобразуется в акционерное общество. Неоднозначность определения функций руководителя вызывает вопросы в определении круга уполномоченных на управление предприятием лиц и может привести к определенным проблемам в хозяйственной деятельности предприятия в течение достаточно длительного периода реорганизации.
Попробуем проанализировать действующие акты законодательства с целью определения объема полномочий руководителя в период прекращения (реорганизации) юридического лица.
Комиссия по прекращению
Хозяйственный кодекс (ХК) Украины определяет общие правила управления государственным предприятием, в частности, руководителем предприятия, который назначается или избирается собственником или уполномоченным им органом для руководства хозяйственной деятельностью предприятия (статьи 63, 65 ХК Украины). Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие (статья 73 ХК Украины); руководитель предприятия без поручения действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, которые определены учредительными документами.
С принятием решения о прекращении юридического лица, в частности, в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования), к назначенной комиссии по прекращению юридического лица с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Председатель комиссии, ее члены или ликвидатор юридического лица представляют ее в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени юридического лица, которое прекращается. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) может быть возложено на орган управления юридического лица (статья 105 Гражданского кодекса (ГК) Украины).
Ссылки на функции руководителя как органа управления в процессе реорганизации содержатся и в более ранних актах законодательства, в частности, в соответствии с Указом Президента Украины «О корпоратизации предприятий» от 15 июня 1993 года № 210 обязанности председателя правления акционерного общества возлагаются на руководителя предприятия, которое корпоратизируется.
Положение о порядке корпоратизации предприятий, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 5 июля 1993 года № 508, предусматривает внесение руководителем предприятия учредителю открытого акционерного общества предложений о персональном составе комиссии по корпоратизации, глава которой организовывает работу комиссии и несет персональную ответственность за ее деятельность. При этом в функции администрации предприятия, которое корпоратизируется, входит предоставление комиссии в установленный срок необходимой бухгалтерской, статистической и другой информации. По поручению учредителя руководитель предприятия, которое корпоратизируется, в недельный срок после утверждения устава подает в органы, осуществляющие государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, заявление и решение о создании открытого акционерного общества и его устав. Таким образом, закон определяет руководителя юридического лица как орган управления, осуществляющий руководство хозяйственной деятельностью предприятия и представляющий его интересы перед третьими лицами. В случае возложения на орган управления функций комиссии по прекращению или назначения руководителя юридического лица председателем комиссии по прекращению никаких проблем с управлением не возникает.
Параллельное существование
С одной стороны, функции руководителя как органа управления в период реорганизации закон не отменяет (в любом случае прямо об этом не говорится), а с другой — полномочия по управлению делами юридического лица (другие нормы указывают на управление деятельностью) законодатель передает комиссии по прекращению. Норма же закона относительно возможности возложения функций комиссии по прекращению на орган управления не является обязательной, но подтверждает возможность существования органа управления предприятия параллельно с комиссией по прекращению.
Порядок преобразования государственного унитарного коммерческого предприятия в акционерное общество, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 29 августа 2012 года № 802, возлагает организационное обеспечение процесса преобразования предприятия на комиссию, образуемую учредителем в двухнедельный срок со дня принятия решения о преобразовании предприятия и возглавляемую председателем — представителем учредителя. Председатель комиссии организовывает ее работу и несет ответственность за выполнение ею поставленных задач. Обязанности председателя исполнительного органа акционерного общества до первого заседания наблюдательного совета возлагаются учредителем или указанным субъектом управления на руководителя предприятия, с которым заключается контракт.
Таким образом, в случае преобразования государственного предприятия председателем комиссии назначается представитель учредителя, то есть уполномоченного органа управления (центрального органа исполнительной власти), при этом действующий руководитель может быть включен или не включен в состав комиссии по прекращению.
Параллельное существование отдельно руководителя предприятия и комиссии по прекращению подтверждается и нормами Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (Закон) в редакции, вступившей в силу с 1 января 2016 года.
Свободное толкование
Согласно статье 9 Закона, сведения о юридическом лице включают как информацию о руководителе, так и сведения о комиссии по прекращению (без определения перечня таких сведений).
Вместе с тем Порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденный приказом Минюста от 31 марта 2015 года № 466/5, зарегистрированный в Минюсте 31 марта 2015 года под № 349/25794, предусматривает указание в выписке из реестра Ф.И.О. лиц, которые имеют право совершать юридические действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, а в извлечении — Ф.И.О. лиц, избираемых (назначаемых) в орган управления юридического лица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, или лиц, имеющих право совершать действия от имени юридического лица без доверенности.
Так, указанный Порядок, сохраняя терминологию Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года, позволяет государственному регистратору свободно трактовать положения Закона относительно отображения в реестре сведений о юридическом лице.
Кроме того, действующее сегодня Положение о порядке и условиях пользования данными Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), утвержденное приказом Госкомстата от 28 ноября 2005 года, зарегистрированное в Минюсте 15 декабря 2005 года под № 1509/11789, включает в базовые данные, предоставляемые пользователю в виде сведений из ЕГРПОУ, в частности, Ф.И.О. руководителя, а в расширенные данные — Ф.И.О. руководителя/председателя ликвидационной комиссии, управляющего санацией. При этом на практике Госстат фактически отождествляет сведения о председателе комиссии по прекращению-реорганизации, который, согласно Закону, не имеет полномочий председателя ликвидационной комиссии, что может привести к недоразумениям в хозяйственных отношениях предприятия.
Таким образом, положения Закона об отображении соответствующих сведений в реестрах имеют достаточно свободное толкование, что влечет за собой неодинаковое применение положений Закона различными ведомствами и не вносит ясности в указанный вопрос.
На практике же это приводит к тому, что информация в реестрах формируется государственными регистраторами по своему усмотрению, и приходится каждый раз доказывать государственному регистратору, нотариусу, банковским учреждениям наличие полномочий у руководителя на совершение юридически значимых действий от имени предприятия в процессе прекращения. И, соответственно, возникают вопросы относительно сохранения коррупционных факторов в деятельности государственных регистраторов…
Можем только надеяться, что в ближайшее время «новый-старый» министр юстиции Украины обеспечит приведение подзаконных актов в соответствие с действующей редакцией Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».
Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что Закон предоставляет полномочия по представительству интересов юридического лица в процессе прекращения не только председателю комиссии по прекращению, но и каждому из членов комиссии по прекращению, в связи с чем полномочия действующего руководителя предприятия в период проведения прекращения (реорганизации) сохраняются в объеме прав и обязательств, определенных уставом и контрактом, только в случае, если действующий руководитель включен в состав комиссии по прекращению предприятия.
ТРУШ Елена — начальник отдела правовой работы УГППС «Укрпочта», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…