Украина занимает 107-е место из 189 стран по сложности налоговой системы. В среднем отечественным налогоплательщикам приходится тратить на уплату налогов 350 часов в год, сообщает исследование Doing Business. Одной из причин является длительное администрирование налогов, а не ставка. Считается, что именно налог на добавленную стоимость (НДС) — наиболее сложный для расчета косвенных налогов. Обещанная «полноценная» налоговая реформа так и не состоялась, поэтому в данный момент налоговое ведомство предпринимает шаги по упрощению фискальной системы. Речь идет о разработанных проектах нормативно-правовых актов, которые касаются уплаты НДС и проходят процедуру общественного обсуждения.
Принятые в конце 2015 года налоговые поправки в части НДС были восприняты бизнесом в целом позитивно. Но уже тогда высказывалось предположение, что требования к налогоплательщикам будут уточняться и ужесточаться. Как следует из предлагаемых проектов нормативно-правовых актов, эти опасения частично оправдались.
Проще некуда
В частности, был подготовлен приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины» в связи с необходимостью урегулирования проблемных вопросов, возникших в ходе применения плательщиками НДС отдельных положений новых нормативно-правовых актов. Обширные цели авторы документа предлагают выполнить с помощью точечных поправок.
Ознакомившись с документом, Наталья Радченко, партнер практики налогового права АО Juscutum, так охарактеризовала его цели: это упрощение процедуры регистрации/аннулирования регистрации плательщиков НДС, исправление ранее допущенных ошибок в бланках действующих приложений к налоговой декларации по НДС (Приложение 10), приведение Порядка заполнения налоговой накладной в соответствии с требованиями Налогового кодекса (НК) Украины по операциям, определенным пунктом 44 подраздела 2 раздела ХХ НК Украины.
Проектом приказа предусматривается внесение изменений в форму налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость (в некоторые приложения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) с целью их упрощения (утверждена приказом Минфина от 28 января 2016 года). Как уточняется в пояснительной записке, имеется в виду сокращение в приложениях к налоговой декларации по НДС объема информации, подлежащей указанию. Сокращение представляет собой исключение строки «всего по основной ставке и ставке 7 %» в таблице «Операции по приобретению с налогом на добавленную стоимость, подлежащие налогообложению по основной ставке и ставке 7 %». При расчете удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг налоговым периодом будут считаться «12 предыдущих последовательных отчетных (налоговых) периодов совокупно».
При этом утверждается новая форма справки о сумме отрицательного значения отчетного (налогового) периода, которая зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (Д2). Из документа исчезнет графа «Плательщик налога — покупатель (индивидуальный налоговый номер)», а также столбец, в котором отображается сумма, уплаченная поставщикам или в госбюджет, а также сумма полученных услуг от нерезидента на таможенной территории Украины (соответствующие данные отображаются в другом Приложении).
Кроме того, проектом приказа предлагается изложить в новой редакции документ под названием «Расчет суммы бюджетного возмещения (Д3)» (дополнение 3 к налоговой декларации по НДС). Исходя из предлагаемых изменений, вместо одной нынешней таблицы документ будет содержать две: «Расчет суммы бюджетного возмещения» и «Расшифровка суммы налога, фактически уплаченной в предыдущих и отчетном (налоговых) периодах поставщикам товаров/услуг или в государственный бюджет Украины». Следовательно, говорить об упрощении в этом контексте тяжело.
Также изменения вносятся в пункт 19 Порядка заполнения налоговой накладной, который определяет порядок составления сводных налоговых накладных (утвержден приказом Минфина от 31 декабря 2015 года). В данном пункте говорится, что в случае осуществления поставки товаров/услуг, поставка которых имеет непрерывный или ритмичный характер, поставщиком (продавцом) может быть составлена сводная налоговая накладная. При этом проектом предусматривается, что такая накладная составляется покупателям — плательщикам НДС — не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены следующие поставки, на каждого налогоплательщика, с учетом всего объема поставки товаров/услуг соответствующему плательщику в течение «периода, за который составляется такая налоговая накладная» (согласно действующей норме, накладная составляется с учетом объема поставки за месяц). «Поскольку, согласно НК Украины, дата возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по операциям, определенным пунктом 44 подраздела 2 раздела ХХ НК Украины, определяется по кассовому методу, предлагается привести в соответствие с этим Порядок составления сводной налоговой накладной по операциям, имеющим беспрерывный или ритмичный характер поставок», — подчеркивает г-жа Радченко.
Кроме того, с целью упрощения форм заявления о регистрации и аннулирования регистрации плательщиков НДС предложено внести изменения в Положение о регистрации плательщиков данного налога (утверждено приказом Минфина от 14 ноября 2014 года). Изменения состоят в том, что дополнение к регистрационному заявлению плательщика НДС контролирующему органу не подается (аналогичное правило прописано и в отношении дополнения к заявлению об аннулировании регистрации плательщика НДС).
Таким образом, особого упрощения в отчетности не наблюдается. Возможно, система и так была близка к совершенству?
Развитие электроники
С целью оптимизации налоговой системы был подготовлен еще один документ — проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в пункт 9 Порядка электронного администрирования налога на добавленную стоимость». Как объясняют авторы, документ разработан в связи с необходимостью урегулирования проблемных вопросов в части учета в системе электронного администрирования НДС сумм «клиринга» (расчетов налогоплательщика по погашению задолженности по разнице в тарифах).
Отмечается, что пунктом 2001.3 статьи 2001 Кодекса предусмотрено: в случае проведения казначейством расчетов налогоплательщика по погашению задолженности по разнице в тарифах в пополнение счета в системе электронного администрирования НДС (электронный счет) такого плательщика учитывается в пределах проведения расчетов по налогу сумма уменьшения остатка долга по НДС, который учитывается казначейством до исполнения в полном объеме, по корректирующим реестрам. «Существующий порядок не дает возможности увеличить пополнение электронного счета плательщика на сумму проведенных расчетов в случае изменения картотеки или ее отсутствия» — сообщается в обосновании документа.
Согласно предлагаемой редакции пункта 9, на основании информации о проведении расчетов, полученной от казначейства, Государственная фискальная служба (ГФС) погашает сумму остатка согласованных налоговых обязательств налогоплательщика, не уплаченных в бюджет, которые возникли на основании налоговых деклараций по налогу, поданных с июля 2015 года/третьего квартала 2015 года, учитываемых в ГФС. При этом ГФС не позднее десятого рабочего дня с даты получения информации от казначейства увеличивает сумму пополнения электронного счета на сумму погашения. В день получения от ГФС корректирующих реестров казначейство уменьшает остаток согласованных налоговых обязательств налогоплательщика и уведомляет об этом ГФС.
Обещается, что новация способна уменьшить отмывание оборотных средств. Увеличение регистрационной суммы налогоплательщиков на сумму клиринга должно позволить регистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре без пополнения электронного счета собственными средствами, отмечают в ГФС.
Свою оценку документу предоставили, в частности, эксперты Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины: такой порядок способен увеличить нагрузку на работников органов казначейства и ГФС, кроме того, он противоречит нормам действующего Налогового кодекса Украины.
Подводя итоги, следует отметить, что работа над усовершенствованием порядка администрирования НДС со стороны фискалов ведется, но отличается определенной несогласованностью. Но даже при условии доработки проектов трудно сказать, насколько будут удовлетворены такими поправками бизнесмены. К тому же предложенные подзаконные акты могут оказаться более чем недолговечными: как сообщалось, со следующего года Украина будет жить по новому Налоговому кодексу.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…