Одним из механизмов обеспечения принципа прозрачности и предсказуемости Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) является публикация решений и четкая методология определения штрафных санкций.
Именно эти вопросы стали темой обсуждения 9 сентября с.г. на круглом столе «Развитие прозрачных взаимоотношений Антимонопольного комитета Украины и бизнеса: обеспечение принципов прозрачности и предсказуемости». Организатором мероприятия выступил Фонд развития конкуренции при поддержке Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). В работе круглого стола приняли участие руководители АМКУ, международные эксперты, представители бизнеса и юристы.
В рамках мероприятия руководством АМКУ был представлен проект рекомендательных разъяснений относительно положений частей 2 и 5 статьи 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» и частей 1 и 2 статьи 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».
Открыл мероприятие Сергей Цивкач, член экспертного совета Фонда развития конкуренции (ФРК). В частности, он отметил, что по результатам обсуждения будет подготовлена резолюция с учетом всех предложений участников круглого стола.
По словам Юрия Терентьева, председателя АМКУ, один из базовых принципов деятельности нового состава Комитета — прозрачность действий и решений. «Не ожидая принятия Методики, мы самостоятельно начали процесс детализации и публичности», — отметил он.
В свою очередь Мария Нижник, первый заместитель председателя АМКУ — государственный уполномоченный, представила участникам разработанные Комитетом рекомендации по определению штрафных санкций. Методика предусматривает трехуровневую систему: базовый размер штрафа, смягчающие и отягчающие обстоятельства и окончательное определение штрафа.
Кроме того, г-жа Нижник отметила, что степень тяжести нарушения будет зависеть от процента дохода (расходов), связанных с нарушением, что является в соответствии с данными эмпирических исследований обычным размером завышения (занижения) цен. В частности, в случаях антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования это составит 15–30 %, злоупотребления монопольным (доминирующим) положением — 10–15 %, концентраций, приводящих к монополизации или существенному ограничению конкуренции на рынке, — 3–7 %.
Обеспечение сдерживающего эффекта предполагается осуществлять путем увеличения процента, который характеризует степень тяжести нарушения, на повышающий коэффициент, обратно пропорциональный вероятности обнаружения нарушения определенного вида.
Фиксированный размер базового штрафа, как отметила г-жа Нижник, предлагается устанавливать за формальные нарушения средней степени тяжести, такие как склонение к совершению нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, нарушение порядка предоставления информации либо препятствование деятельности АМКУ.
В то же время, по мнению первого заместителя председателя АМКУ, все же следует определить механизм определения размера штрафных санкций: либо с учетом неправомерно полученных преимуществ, либо эмпирично.
Также участники ознакомились с видением различных аспектов этого вопроса с точки зрения мирового опыта.
«В США меры сдерживания включают в себя не только штрафные санкции, но и уголовную ответственность вплоть до заключения под стражу», — рассказал Рассел Дамтофт, представитель Федеральной торговой комиссии (США). Слишком большие штрафы могут сдерживать конкуренцию, так как риск их наложения может сдерживать компании от проконкурентного сотрудничества, считает эксперт.
Свое видение определения размера штрафных санкций представил Петр Адамчевски, представитель Конкурентного ведомства Польши. В частности, он отметил, что при определении размера штрафа необходимо учитывать также срок действия нарушения.
В свою очередь Хасан Какая, член экспертного совета ФРК, напомнил, что необходимо создать механизм соблюдения закона, что позволит решить многие проблемные вопросы.
Свои рекомендации по усовершенствованию разработанного АМКУ документа предоставили участникам члены экспертного совета ФРК Сергей Цивкач и Александр Мельниченко.
В частности, было предложено наделить АМКУ правом в исключительных случаях налагать штрафы в большем размере, чем указано в документе. Вместе с тем, по мнению Александра Мельниченко, это может привести к непредсказуемости политики Комитета в связи с отсутствием определения термина «исключительные случаи».
В связи с этим предлагается предусмотреть положение, согласно которому при нарушении конкурентного законодательства, представляющем угрозу системе рыночной экономики, штрафы налагаются в размере, соответствующем или приближенном к верхней границе размера штрафов, предусмотренных абзацами 2 и 3 части 2 и частью 5 статьи 52 Закона «О защите экономической конкуренции». И такие решения должны приниматься исключительно АМКУ как высшим коллегиальным органом.
Кроме того, участники обсудили пути решения проблем, с которыми сталкивается АМКУ при публикации решений, в частности, когда субъекты хозяйствования обращаются с ходатайствами о неразглашении конфиденциальной информации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…