О необходимости принятия нового Трудового кодекса (ТК) на Украине взамен Кодекса законов о труде (КЗоТ) говорят уже так давно, что на этой теме выросло целое поколение юристов. Впервые о проекте ТК заговорили еще в 1990-х годах. Первый проект ТК Украины, размещенный на сайте Верховного Совета Украины, датируется 4 сентября 2001 года. С тех пор проекты Трудового кодекса Украины регистрировались в парламенте с завидным постоянством во время каждого созыва. Некоторые из них были приняты в первом чтении, но дальше работа не двигалась.
В конце 2014 года о необходимости реформирования трудового законодательства заговорили снова. Приоритетность принятия ТК Украины была официально закреплена в коалиционном соглашении, подписанном 27 ноября 2014 года.
Новый проект ТК Украины, который подан народным депутатом от оппозиции Михаилом Папиевым, был зарегистрирован в Верховном Совете Украины через месяц — 27 декабря 2014 года. Отдельный проект кодекса разработало и разместило на своем сайте Министерство социальной политики, но этот документ так и не был зарегистрирован в парламенте.
Несмотря на официально закрепленную важность и довольно позитивное заключение Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины относительно проекта ТК, зарегистрированного г-ном Папиевым, рассмотрение законодательной инициативы постоянно откладывалось, начиная с марта 2015 года. Стали причиной тому отдельные замечания, высказанные в заключении Главного научно-экспертного управления, или идеологические соображения, можно лишь догадываться.
А 20 мая 2015 года уже доработанный проект ТК зарегистрировали народные депутаты Владимир Гройсман, Людмила Денисова, Михаил Папиев и Степан Кубив. Документ представляет собой фактически имплементацию отдельных положений кодекса, разработанного Минсоцполитики, в уже существующий проект г-на Папиева.
Что же нового предлагает проект ТК и какие изменения законодатель подготовил в сфере правового регулирования трудовых отношений? Оправдает ли проект Трудового кодекса ожидания работодателей?
Несмотря на то что сегодня ставится задача изменить концепцию правового регулирования трудовых отношений между работодателем и работником, проект ТК не несет в себе каких-то революционных, концептуальных изменений. Большинство новаций, предложенных проектом ТК, имеют скорее точечный характер.
Среди изменений, ожидаемых в той или иной степени бизнесом, можно назвать следующие:
1) увольнение за разглашение информации с ограниченным доступом. Сегодня увольнение за разглашение конфиденциальной информации и информации, которая является коммерческой тайной, скорее исключение, чем норма. И причины тому — сложность доказывания факта разглашения и отсутствие такого отдельного основания для увольнения. Проект ТК, к сожалению, не решает проблему доказывания факта разглашения работником информации, но предусматривает, что в случае подписания работником обязательства о неразглашении или трудового договора с условием о неразглашении работодатель имеет право уволить такого работника, если ему станет известно о факте разглашения такой информации;
2) увольнение одиноких матерей за систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Сейчас статья 184 КЗоТ Украины содержит категорический запрет на увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, по инициативе работодателя. В связи с этим нередко работодатели жалуются на ситуации, когда работница, являющаяся одинокой матерью, откровенно пренебрегает исполнением своих трудовых обязанностей, чувствуя почти полную безнаказанность таких действий. Проект ТК содержит исключение, согласно которому одиноких матерей, как и раньше, запрещено увольнять по инициативе работодателя, кроме случаев увольнения за систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
3) прекращение трудовых отношений в связи с чрезвычайными обстоятельствами. В проекте ТК закреплена возможность прекращения трудовых отношений в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия или иные чрезвычайные обстоятельства). Стоит заметить, что прекращение трудовых отношений возможно не в любой ситуации, а только в случае, если такое обстоятельство, препятствующее продолжению трудовых отношений, объявлено надлежащим образом органом государственной власти;
4) уменьшение периода уведомления при сокращении до одного месяца. Такое сокращение периода уведомления предусмотрено не для всех работодателей, а только для представителей малого предпринимательства. Также предусмотрена возможность для всех работодателей сократить период уведомления до одного месяца при условии выплаты сокращенному работнику денежной компенсации в размере заработной платы за один месяц. Денежная компенсация выплачивается дополнительно к выходному пособию. Стоит также заметить, что и выходное пособие будет рассчитываться по-другому в сравнении с КЗоТ. Если стаж работы работника у работодателя, который проводит сокращение, составляет менее пяти лет, размер выходного пособия будет равен заработной плате за один месяц, от пяти до десяти лет — заработной плате за два месяца, больше десяти лет — зарплате за три месяца. Такая градация выходного пособия не распространяется на беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и одиноких матерей, которым выходное пособие выплачивается в размере заработной платы за три месяца независимо от стажа работы;
5) отсутствие необходимости ведения учета рабочего времени для отдельных категорий работников. Проект ТК предусматривает, что работодатель не обязан вести учет для работников, которые самостоятельно планируют свое рабочее время. К категории таких работников принадлежат руководители предприятий и подразделений, надомные работники, научные и научно-педагогические работники и иные работники, указанные в коллективном договоре;
6) расширены возможности договорного урегулирования трудовых отношений. Сегодня как работодатели, так и работники жалуются на случаи, когда КЗоТ Украины устанавливает категорические запреты, которые невозможно обойти, даже если того хотят обе стороны трудовых отношений. Так, например, установлен категорический запрет на привлечение женщин к ночным работам. И даже в случае, если работник-женщина подает работодателю заявление о согласии на привлечение ее к ночным работам, это не убережет работодателя от штрафа. Проект ТК предусматривает общий запрет на привлечение женщин к ночным работам, но оговаривается, что при согласии женщины работодатель вправе привлекать ее к ночным работам;
7) некоторое уменьшение роли профсоюзов. Согласно проекту ТК, роль профсоюзов, как и прежде, остается довольно значимой. В то же время в определенных ситуациях работодателю гарантирована возможность решения отдельных вопросов без привлечения профсоюза. Так, например, не предусмотрено получение разрешения профсоюза на привлечение работников к сверхурочным работам. Такое изменение выглядит логичным, поскольку привлечение к сверхурочным работам чаще всего затрагивает интересы конкретных работников, а не всего коллектива. Поэтому проект Трудового кодекса предусматривает необходимость получения разрешения самого работника на работу сверхурочно и лишь уведомление об этом профсоюза;
8) контроль за исполнением работниками трудовых обязанностей с помощью технических средств. Проект ТК предусматривает, что работодатель может использовать технические средства для контроля за надлежащим исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом работодатель должен лишь уведомить работников об использовании таких технических средств, получать разрешение работника или профсоюза на использование таких технических средств не нужно. Сегодня в прессе озвучивается позиция, что таким образом законодатель узаконил наблюдение за работником. Но перечень технических средств, необходимых для контроля, в проекте ТК не определен, поэтому могут быть использованы любые средства;
9) установлен более широкий перечень случаев заключения срочных трудовых договоров. Сегодня КЗоТ Украины предусматривает, что заключение срочных трудовых договоров оправдано, если того требует характер исполняемой работы или условия ее исполнения, а также интересы работника. Такие условия имеют оценочный характер, что особенно усложняет заключение срочных трудовых договоров. Проект ТК содержит перечень случаев (12 пунктов), когда возможно заключение срочных трудовых договоров. Среди них — заключение срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным (до одного года) расширением производства или объема услуг, которые предоставляются конкретным работодателем;
10) возможность отстранения от работы и приостановления трудовых отношений. Сегодня КЗоТ Украины также содержит статью, в которой указаны причины, по которым работник может быть отстранен от исполнения трудовых обязанностей, но ни порядка, ни последствий такого отстранения КЗоТ Украины не предусматривает. Также не известен действующему КЗоТ институт приостановления трудовых отношений. В проекте ТК детально описана процедура отстранения и приостановления, указаны последствия и т.п. Также предусмотрена возможность отстранения от исполнения трудовых обязанностей на период проведения служебной проверки или расследования.
Все эти изменения, конечно, давно ожидаемы бизнесом. С учетом 15-летней истории прохождения Трудового кодекса можно лишь надеяться на то, что проект Трудового кодекса вскоре будет принят парламентом.
САВЧУК Валерия — юрист АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…