9 сентября с.г. состоялся круглый стол на тему «Внедрение института военных судов на Украине», организованный парламентским комитетом по вопросам правовой политики и правосудия. Были представлены положения двух законопроектов — № 1896 (автор — Сергей Мищенко) и № 2557 (автор — Сергей Пашинский).
Аргументы
В начале заседания зампредседателя комитета Сергей Алексеев отметил, что в связи с проведением АТО часто совершаются тяжкие преступления (дезертирство, госизмена), производства по которым необходимо оперативно рассматривать. Он заявил, что военная прокуратура работает на должном уровне, и теперь необходимо «сбалансировать систему», создав военные суды, которые будут действовать в прифронтовой зоне. На практике у судей, рассматривающих дела о совершении военных преступлений, возникает проблема работы с нормативными документами с ограниченным доступом.
Верховный Суд Украины (ВСУ) поддерживает идею восстановления системы военных судов — об этом заявил судья ВСУ Александр Волков. Он напомнил, что у Украины есть традиции функционирования военных судов (военные трибуналы в той или иной форме действовали во времена Запорожской Сечи и в период УНР). По словам г-на Волкова, достаточно создать шесть гарнизонных судов, в которых в общей сложности будут работать около 35 судей. В материальном плане также будет лучше, если создать архивы с источниками военного права только в шести судах. Судья подчеркнул, что в предлагаемом законопроектами виде военные суды не будут отличаться от других судов: ни в плане статуса, ни в плане процессуальных норм. По его словам, военные трибуналы в ряде западных стран являются менее демократичными: там командиры военных частей могут влиять как на формирование состава военного суда, так и на утверждение приговора.
По словам представителей Министерства обороны Украины, по результатам АТО необходимо будет расследовать десятки тысяч уголовных производств. Как отметил судья Апелляционного суда г. Киева Олег Присяжнюк, создание отдельных судов обойдется дешевле: обучить пускай даже 200 судей легче, чем 9000 судей Украины, работающих в общих судах. Сейчас рассмотрение уголовных дел по статье 407 Уголовного кодекса Украины (самовольное оставление военной части или места службы) длится около года, поскольку суды загружены, а у большинства судей нет понимания специфики данных дел.
Многие выступающие констатировали, что развал армии, происходивший последние пять лет, связан в том числе с отменой института военных судов. Отмечалось, что работать в системе будут судьи, которые имели опыт работы в таких специализированных судах, но сейчас работают в общих. Ежегодный объем финансирования составит 24 млн грн (меньше, чем ежегодно выделяется на содержание каждого из высших спецсудов). Предполагается, что суды будут созданы в зоне АТО и смогут проводить выездные заседания в военных частях. Дискуссионным остается вопрос целесообразности создания более одного апелляционного суда (до ликвидации военных судов в 2010 году действовали два апелляционных военных суда). Озвучивались разные взгляды по поводу юрисдикции: предлагалось в том числе распространить их компетенцию на все дела при участии военнослужащих (совершение уголовных и административных правонарушений, обжалование приказов командования, разрешение социальных споров). Спорным является и вопрос, захотят ли военные создавать инфраструктуру военных судов, если по законопроектам военные судьи входят в штатную численность Вооруженных Сил Украины.
Нюансы законопроектов
Законопроект № 1896 предполагает создание военных судов гарнизонов, а также военных апелляционных судов регионов и апелляционного суда ВМС Украины. Предусматривается создание и кассационной инстанции, но в не высшем спецсуде. В составе Верховного Суда Украины будет действовать Военная судебная коллегия. Список народных заседателей местного военного суда по представлению председателя этого суда утверждается начальником соответствующего гарнизона. Охрана помещений военных судов осуществляется воинскими частями гарнизона, на территории которого находится соответствующий военный суд. Кандидаты на должность судьи военного суда должны находиться на военной службе и иметь воинское звание офицерского состава.
Проект № 2557 распространяет компетенцию военных судов и на административные дела, сторонами которых являются военнослужащие, а также на дела об админправонарушениях. Военным судам гарнизонов подсудны: дела, касающиеся всех преступлений, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Украины, пограничных войск, СБУ и других военных формирований, образованных Верховным Советом Украины и Президентом Украины, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; все дела о шпионаже, диверсиях и террористических актах; дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенные лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений; дела о преступлениях, совершенных определенными категориями лиц, предусмотренные законодательством Украины. Военные апелляционные суды по рассмотрению уголовных, административных дел и дел об административных правонарушениях создаются в соответствии с Указом Президента Украины в апелляционных округах. Военный судья не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев увольнения по собственному желанию, по состоянию здоровья и в случае достижения 65-летнего возраста.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…