В век информационных технологий в работе государственных органов все больше встречается различных электронных новаций, призванных обеспечить в первую очередь, как отмечают представители власти, прозрачность и доступность.
Очередное направление введения новых автоматизированных систем —государственный надзор (контроль). К слову, вопросами дерегуляции правительство занималось и раньше, но особую актуальность они приобрели после подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. За этот период парламент принял целый ряд законов, в том числе и направленных на ограничение вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования.
В то же время нельзя не отметить тот факт, что улучшение условий для ведения бизнеса, уменьшение административного давления на него лишь на уровне принятых законодательных актов по-прежнему во многих аспектах остается формальностью.
Возможно, очередная законодательная инициатива Кабинета Министров Украины решит многие вопросы, возникающие у бизнеса. Речь идет о законопроекте № 2531а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере государственного надзора (контроля)».
Так, документом предлагается создать открытую и прозрачную автоматизированную систему государственного надзора (контроля), которая, по мнению авторов, позволит обеспечить доступ к информации обо всех мероприятиях государственного надзора (контроля), что в свою очередь будет способствовать защите от излишнего вмешательства должностных лиц контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования при проведении мероприятий государственного надзора (контроля).
Кроме того, законопроект усиливает ответственность должностных лиц органов государственного надзора (контроля) за невнесение или внесение недостоверной информации в эту систему.
Предусматривается также установление единого порядка взыскания административно-хозяйственных санкций, применяемых органами государственного надзора (контроля) по фактам установленных нарушений. Также ряд изменений документа направлен на согласование положений Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», которые, как неоднократно отмечали представители бизнеса, не согласованы между собой. Но обо всем по порядку.
Интегрировать систему
Как упоминалось ранее, законопроектом предлагается создать электронную систему государственного надзора (контроля). Речь идет об интегрированной автоматизированной системе, которая вводится с целью обеспечения субъектов хозяйствования и органов исполнительной власти информацией о мероприятиях государственного надзора (контроля). В частности, помимо даты и номера приказа (поручения), места проведения мероприятия, сроков осуществления, предмета осуществления, наименования органа государственного надзора (контроля), субъекты хозяйствования могут ознакомиться с результатами проведенного мероприятия с указанием номера акта о выявлении или отсутствии нарушений законодательства, ссылки на соответствующие требования законодательства в случае выявления нарушений.
Доступ к сведениям интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля) осуществляется через Интернет и является открытым и бесплатным. Также предусматривается, что при создании системы обеспечивается совместимость и взаимодействие ее с другими информационными системами и сетями, составляющими информационный ресурс государства.
Следует также отметить, что законопроект предусматривает прямую обязанность органов государственного надзора (контроля) и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности, вносить сведения в интегрированную автоматизированную систему.
Не менее важное для бизнеса положение, которое предлагается закрепить на законодательном уровне, касается ответственности должностного лица за невнесение или внесение недостоверных сведений о мероприятиях государственного надзора (контроля) в интегрированную автоматизированную систему.
Обязан разместить
Кроме закрепления обязанности контролирующих органов вносить сведения в интегрированную автоматизированную систему, предлагается также обязать их размещать на официальных сайтах нормативно-правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении мер контроля.
В то же время законопроектом предусматривается, что осуществление мер государственного надзора (контроля) без обнародования таких актов (кроме актов, имеющих гриф ограничения доступа), соблюдение которых проверяется при осуществлении таких мер, запрещается.
В новой редакции изложен и порядок проведения плановых и внеплановых проверок контролирующими органами. В частности, расширяется возможность таких органов сообщать о мерах государственного надзора (контроля) субъекта хозяйствования с помощью средств электронной почтовой связи. Кроме того, определен четкий календарный график проведения таких проверок.
Суд да санкции
Как было отмечено выше, законопроектом предусматривается установление единого порядка взыскания штрафних административно-хозяйственных санкций, применяемых органами государственного надзора (контроля) по фактам установленных нарушений. Собственно, речь идет о принудительном взыскании штрафных санкций по результатам проверки только по решению суда.
Напомним, что сегодня, согласно действующему законодательству, контролирующий орган принимает решение о применении административно-хозяйственных санкций, принудительное исполнение которых осуществляется соответствующим центральным органом исполнительной власти. Тем не менее судебный порядок исполнения таких решений также применяется на практике. В частности, органы государственного надзора (контроля) обращаются в суд в случае неисполнения нарушителем решения о применении санкций в течение 15 дней, при этом сумма санкции взыскивается в судебном порядке.
Предлагаемыми же нормами предусматривается, что в случае неуплаты предприятием штрафной санкции, примененной к нему по результатам проведенных мероприятий государственного надзора (контроля), в течение 15 календарных дней сумма санкции взыскивается в судебном порядке, если распорядительные документы не были обжалованы в органе государственного надзора (контроля) и/или в судебном порядке и оставлены в силе.
С одной стороны, применение данного положения позволит избавить субъектов хозяйствования от непосредственного давления контролирующих органов, но с другой — с учетом административного давления на судебную систему сегодня реализация таких норм вызывает сомнения.
Следует обратить внимание и на переходные положения законопроекта, в которых говорится, что правительство обязано обеспечить создание и введение в действие интегрированной автоматизированной системы на протяжении одного года со дня вступления в силу закона. До создания и введения такой системы положения Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» относительно осуществления комплексных плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами государственного надзора (контроля) не применяются.
Таким образом, несмотря на множество положительных моментов, предложенных в законопроекте, представителям бизнеса ощутить их работу удастся не сразу после его принятия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…