9 сентября с.г. Президент Украины издал Указ № 538/2015 «Об обеспечении проведения демократических, честных и прозрачных местных выборов 25 октября 2015 года». Примечательно, что среди шагов в этом направлении особое внимание уделено участию иностранных наблюдателей. От правительства, центральных и местных органов исполнительной власти глава государства потребовал принять меры по надлежащей организации и проведению предстоящих выборов, включая «привлечение к наблюдению за избирательным процессом местных выборов официальных наблюдателей от иностранных государств и международных организаций, в том числе от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, содействие в осуществлении ими соответствующих полномочий». В этом контексте важно проанализировать, как уважение к наблюдателям (в частности, к иностранным) отобразилось в Законе Украине «О местных выборах» (Закон). Забегая наперед, стоит отметить, что коренным образом по сравнению с прошедшими в мае 2014 года выборами ничего не изменилось. Тем не менее на ряд нюансов все же стоит обратить внимание.
Ограничения для судей
Деятельность наблюдателей регламентируется главным образом разделом IX Закона «Гарантии деятельности субъектов избирательного процесса, официальных наблюдателей». В предыдущем законе «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых председателей, городских голов» эти нормы вмещал раздел VIII.
Некоторые новации содержит cтатья 65 Закона «Официальные наблюдатели от кандидатов, местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатных избирательных округах». Так, согласно абзацу 2 части 1 указанной статьи, не может быть официальным наблюдателем от кандидата, местной организации партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в многомандатном избирательном округе, член избирательной комиссии, должностное лицо органа исполнительной власти или суда, правоохранительных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, военнослужащий, лицо, проходящее альтернативную (невоенную) службу. Отметим, что в предыдущей версии закона о местных выборах соответствующий запрет был предусмотрен только в статье 581, регламентирующей статус официальных наблюдателей от общественных организаций.
Согласно части 3 статьи 65 Закона, в представлении о регистрации официального наблюдателя в обязательном порядке указывается номер контактного телефона.
Представление о регистрации официального наблюдателя от местной организации партии в соответствующую территориальную избирательную комиссию (ТИК) вносится за подписью руководителя местной организации партии, удостоверяется печатью соответствующей местной организации партии или организации соответствующей партии высшего уровня, а от кандидата — за подписью кандидата не позднее чем за пять дней до дня голосования. Уточняется, что не позднее чем за пять дней до дня выборов представление вносится и при проведении повторного голосования.
Наблюдать и транспортировать
Объем полномочий официальных наблюдателей не претерпел никаких изменений.
Следует обратить внимание на часть 24 статьи 83 Закона. ТИК на заседании, на котором устанавливаются итоги голосования в соответствующих избирательных округах, принимает решение по определению трех, а если это невозможно — двух членов комиссии, которые будут транспортировать избирательные документы в территориальную избирательную комиссию, устанавливающую результаты выборов. «Сопровождающие» должны быть представителями разных субъектов представления кандидатур в состав ТИК. Официальные наблюдатели — субъекты соответствующего избирательного процесса относятся лицам, которые могут сопровождать транспортировку документов.
Кроме того, при установлении результатов выборов депутатов в одномандатных избирательных округах, выборов мэра по просьбе ряда субъектов, включая официальных наблюдателей, могут выдаваться копии протокола, в том числе с пометкой «Уточненный», удостоверенные подписями председателя и секретаря ТИК и печатью избирательной комиссии (часть 3 статьи 85 Закона).
В то же время официальные наблюдатели от субъектов избирательного процесса подпадают под определение тех лиц, нарушения которых можно обжаловать в участковой избирательной комиссии или в суде (часть 10 статьи 94 Закона).
Международные наблюдения
К полномочиям избирательной комиссии Автономной Республики Крым, областной, районной территориальной избирательных комиссий не относится ведение на территории соответствующей административно-территориальной единицы учета официальных наблюдателей иностранных государств и международных организаций. При этом официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций по-прежнему регистрируются Центральной избирательной комиссией.
Как указывается в пункте 7 части 6 статьи 67, официальный наблюдатель от иностранного государства, международной организации имеет право образовывать совместно с другими официальными наблюдателями от иностранных государств, международных организаций временные группы официальных наблюдателей для координации своей деятельности в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом. По действовавшему ранее закону осуществлять это иностранные наблюдатели могли сугубо «по согласованию с Центральной избирательной комиссией» (часть 6 статьи 67). Финансовое и материальное обеспечение деятельности официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций осуществляется за счет средств государств или организаций, направивших наблюдателей на Украину, или на собственные средства этих наблюдателей.
В целом можно отметить, что новый Закон о местных выборах вряд ли удивит людей с опытом работы в качестве наблюдателей. Их статус фактически не изменился. Законодательство в этой сфере в принципе соответствует европейским стандартам и даже рекомендациям, высказанным иностранными наблюдателями по опыту проведения предыдущих выборов. Однако тщательность соблюдения данных норм всегда остается на Украине загадкой до самого дня проведения голосования.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…